Луиджи Керубини: почему композитору удалось стать мастером оперного жанра, но не получилось вписать свое имя рядом с именами гениев - RadioVan.fm

Онлайн

Луиджи Керубини: почему композитору удалось стать мастером оперного жанра, но не получилось вписать свое имя рядом с именами гениев  

2019-10-17 19:59 , Немного О..., 3118

Луиджи Керубини: почему композитору удалось стать мастером оперного жанра, но не получилось вписать свое имя рядом с именами гениев

Италия и Франция до сегодняшнего дня спорят о том, какой же стране больше принадлежит творческое наследие одного из основных композиторов рубежа XVIII и XIX веков – Луиджи Керубини. Его творчество стало переходным от классицизма к романтизму. Долгие годы имя маэстро помнили лишь профессионалы музыкальной сферы, но возрождение в ХХ веке оперы «Медея» дало новую жизнь творчеству Луиджи Керубини.

Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе, известный миру как Луиджи Керубини, родился 14 сентября 1760 года во Флоренции. Семья будущего композитора была очень музыкальна, поэтому первым учителем Керубини стал его отец, Бартоломео Керубини, аккомпаниатор театра «Пергола». В детстве Луиджи Керубини посещал много известных флорентийских мастеров, после чего продолжил учёбу в Венеции. По окончании музыкального образования, Луиджи Керубини отправляется в Милан и Болонь, чтоб усовершенствовать свои навыки у знаменитого Джузеппе Сарти.

Свою собственную музыку Керубини начал писать в достаточно раннем возрасте и, в основном, в жанре церковной музыки. Когда юноше исполнилось 18 лет, в его творческом багаже было 36 опусов. Но, так как эта сфера была не очень перспективна, будущий композитор решает попробовать свои силы в жанре оперы. Дебютным в этом направлении стало написанное в 1775 году интермеццо «Игрок» (Il giocatore). А спустя всего четыре года из-под его пера выходит полномасштабная опера-сериа (серьёзная опера) «Квинт Фабий» (Il Quinto Fabio) на либретто Апостоло Дзено.

Так начался ранний, итальянский период, Луиджи Керубини. Композитор принялся одну за другой создавать оперы-сериа, а также оперы-буффа (итальянская комическая опера), которыми был знаменит ранний период автора. Последним в этом творческом цикле стала опера «Александр в Индии» (L’Allessandro nelle Indie), написанная в 1784 году в городе Мантуя.

Эти работы моментально привлекли внимание публики к молодому и перспективному композитору. Заказы посыпались со всех сторон: Рима, Флоренции, Венеции и даже из Лондона. С 1784 по 1786 годы Луиджи Керубини работает в британской столице в качестве придворного композитора Георга III. Стиль его здесь особо не меняется, и все в том же итальянском стиле Керубини создает 4 опуса. После двух лет в Лондоне композитор возвращается в Италию, где в 1788 году в Турине состоится премьера его новой оперы «Ифигения в Авлиде» (Ifigenia in Aulide) в театре «Реджо».

В этом же году Луиджи Керубини навсегда покидает родную Италию и переезжает в Париж. Его дебютной французской работой стала опера «Демофонт» (Démophoon), написанная на либретто Ж.-Ф. Мармонтеля. В этой ранней работе явно прослеживаются зачатки нового стиля, который будет развиваться в дальнейших работах автора. И, спустя всего лишь год, в 1789 году Луиджи Керубини сменяет Никколо Пиччини на посту руководителя Итальянской оперы.

Следующая опера, «Маргарита Анжуйская», написанная в 1790 году, так и не была окончена, хотя её фрагмент исполнили в Тюильри. Возможно, Керубини таки охладел к этому произведению, ведь оно стало переходным этапом в его творчестве. В двух последующих операх маэстро — «Лодоиска» (Lodoïska) и «Элиза» (Eliza) — ясно проглядываются черты нового, созданного Луиджи Керубини жанра. Это опера-спасение (опера спасения и ужасов)— поджанр героической оперы, основной темой в которой была борьба с тиранией. В нём Керубини совместил уже усвоенные им принципы итальянской школы с новыми, предложенными Кристофером Глюком, добавив также в действие усиление драматического действия в духе зарождающегося романтизма. По сути, опера «Лодоиска» стала самым сильным произведением в жанре «оперы-спасения», ведь здесь все её черты были настолько прозрачно видны, что в момент появления сделали произведение классическим.

Появления такого жанра не случайно. Начавшаяся вскоре Великая французская революция сильно повлияла на Керубини и все его творчество. Французская революция призывала художников к демократическим настроениям и новым формам. Керубини, проникшийся сочувствием к революционерам, создает для них марши, гимны, а также пьесы для различных шествий и траурных церемоний. Среди этих революционных мотивов «Республиканская песнь», «Гимн братства», «Гимн Пантеону» и Траурный марш. Впрочем, мотивов этих Луиджи Керубини придерживался только на время революции, после нее он даже воспел монархию в своем знаменитом Первом Реквиеме до-минор, посвященном памяти Людовика ХVI.

Но мы забежали вперед. Опера «Лодоиска» увенчалась грандиозным успехом: всего за один сезон было дано более 200 представлений. Хотя историческая достоверность оперы о борьбе поляков и татар в XVIII веке вызвала множество сомнений. Да и одновременно, точнее спустя две недели, с Луиджи Керубини одноименную оперу выпустил Рудольф Крейцер. Но «Лодоиска» достойно отстояла свое право называться лучшей.

Последующая опера-спасение «Элиза», увидевшая свет в 1794 году, была принята публикой также тепло, но героичность сюжета здесь уже была не так доминантна, так как основное напряжение перешло на личные переживания героев. В центре сюжета жених, обманутый слухами об измене невесты, бежит в горы, где ищет смерти, но его находит и спасает с помощью монахов-отшельников отец девушки.

В последующем 1795 году в жизни Луиджио Керубини происходит еще одно важное событие — он становится преподавателем и инспектором Парижской консерватории. Но самое большое его достижение по-прежнему впереди — это опера «Медея» (Médée).

Титульная страница оперы «Медея»

«Медея» увидела свет в 1797 году на сцене театра «Фейдо». Либретто к ней было написано Ф.-Б. Офманом по мотивам сочинений Еврипида и Корнеля. По сей день именно из всех опер Керубини «Медея» считается лучшей, а также является единственной, сохранившей популярность и в наши дни. Дело в том, что эта опера в некотором смысле опережала свое время. «Медея» находилась на стыке различных жанров, а подобная суггестия до сих пор не встречалась в творчестве Керубини. Музыкальные эпизоды и разговорные диалоги говорили о форме комической оперы, но помимо этого явно прослеживались черты оперы-сериа, французской «лирической трагедии» и реформаторских сочинений Глюка. В те времена, некоторые восприняли это как отход к более старым оперным формам, но нынешние критики пишут о том, что «Медея» напротив абсолютно вписывалась в музыкальное течение времени и даже опережала его.

Правда, в свое время эта опера не пользовалась особой популярностью. Настоящий триумф оперы «Медея» состоялся лишь в 1953 году. Опера была поставлена на фестивале «Флорентийский музыкальный май» режиссером Маргаритой Вальман под управлением Гуи. Главную роль в опере исполнила Мария Каллас. Благодаря великолепному голосу и драматическим способностям Каллас опера получила новую жизнь. После новой премьеры «Медеи» она объездила множество театров мира.

Мария Каллас в образе Медеи

Французская революция окончилась в 1799 году приходом диктатуры Наполеона. Император не был в восторге от музыки Керубини так как считал её «слишком громко», но и не репрессировал автора, так как уважал его музыкальные достижения. В 1800 году на сцене театра «Фейдо» состоялась премьера его оперы «Два дня, или Водовоз» (Les deux journées, ou Le porteur d’eau), которая считается третьим лучшим произведением Луиджи Керубини. По мнению некоторых критиков, после этой оперы Керубини не удалось написать ничего лучше.

И, тем не менее, положение Луиджи Керубини все же было не совсем твердым, поэтому композитор частично переориентируется на Вену, где его опусы по-прежнему пользовались огромным успехом. Также, постланная в 1806 году в Венской придворной опере «Фаниска» (Faniska) только укрепляет положение автора в Вене.

В это же время в Париже продолжают идти следующие произведения Керубини: опера-балет «Анакреон» (Anacréon ou l’amour fugitif) , «Крещендо» (Le Crescendo) и «Пигмалион» (Pimmalione). Но полностью Луиджи Керубини был возвращен во Францию и реабилитирован властями, когда Наполеон в 1813 году посетил премьеру его оперы «Абенсераги» (Les Abencérages) в Королевской академии музыки. Стоит отметить, что главную партию здесь исполняла А.-К. Браншю, любимая певица императора. Эта опера на исторический мотив была очень помпезна, и предвещала стиль «большой оперы», а это тоже было по духу Наполеону.

Роберто Аланья поет арию из оперы «Абенсераги»

Дальнейшая творческая карьера Луиджи Керубини пошла на спад. Он отошел от оперного жанра, создав в нем с промежутками в несколько лет еще всего четыре работы. Теперь Керубини полностью сосредоточился на полюбившейся ему еще в молодые годы духовной музыке. Композитор также сочиняет музыку для камерных инструментальных ансамблей, симфонических и вокальных произведений.

Но всё-таки самое важное место в жизни Керубини теперь занимает педагогика. В 1816 году он становится профессором Парижской консерватории, а с 1822 года занимает пост её директора. Композитор садиться за написание научного трактата, и в 1835 году выходит его работа «Курс контрапункта и фуги». Среди знаменитых учеников Керубини такие композиторы как Обер, Галеви и Карафа.

Последняя опера Керубини, «Али-Баба» (Ali-Baba ou Les quarante voleurs) увидела свет в 1833 году, спустя 20 лет после выхода оперы «Абенсераги». Её премьера состоялась на сцене Королевской академии музыки. Как выяснилось позже, в «Али-бабе» Керубини многое позаимствовал из своей оперы «Кукурджи» (Koukourgi), которая при его жизни так и не была поставлена. Она увидела свет лишь 16 октября 2010 года в Клагенфурте и была приурочена к 250-летнему юбилею композитора.

Луиджи Керубини скончался 15 марта 1842 в возрасте 81 года. На его похоронах, согласно завещанию композитора, был исполнен Второй Реквием Керубини. Первый Реквием, написанный Луиджи Керубини, Бетховен считал лучшим его произведением, поэтому эта мелодия была исполнена на похоронах Бетховена. Луиджи Керубини похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

За время своей творческой карьеры Керубини написал более 30 опер, которые были высоко оценены как его современниками, так и последующими поколениями композиторов, среди которых Бетховен, Глинка, Шуман, Вагнер и Брамс. Также созданные Луиджи Керубини оперные элементы использовал Вебер в увертюре и одной из сцен «Волчьего ущелья», а также Берлиоз в «Фантастической симфонии».

Место Луиджи Керубини в пантеоне классиков уже давно определено. Но он, скорее, относиться к категории композиторов широко известных в узких кругах. Огромное влияние Керубини на развитие европейской классической музыки неоспоримо, но, тем не менее, его мелодии не так легко западают в память, как работы Моцарта или Верди. Луиджи Керубини удалось стать мастером оперного жанра, но не получилось вписать свое имя рядом с именами гениев.

По материалам 2queens.

Лента

Рекомендуем посмотреть