К танцевальной во все времена относились в лучшем случае снисходительно. Симфонии, оратории, опера считались благородными жанрами, а вальсы, кадрили, польки – развлекательными, а значит – второсортными. Такое положение вещей навсегда изменил Иоганн Штраус, которого заслуженно величают «Королем вальса». Выдающийся композитор, автор популярных оперетт сумел поднять танцевальную музыку на недосягаемые доселе симфонические высоты. Являясь основателем венского вальса, он создал такие обаятельные музыкальные «жемчужины», которые никогда не утратят своей притягательности. Наследие композитора насчитывает 251 творение, из которых 152 вальса.
- Штраус родился 14 марта 1804 года в небогатой семье и умальчика было трудное детство: когда ему исполнилось семь лет, от лихорадки угасла его мать, а еще через пять лет разорившийся отец утонул в Дунае. Опекун будущего музыканта решил сделать из него переплетчика, хотя сам Иоганн просил отдать его учиться музыке. Тем не менее Штраус стал ходить на скрипичные уроки самостоятельно, а там и вовсе бросил мастерскую и начал выступать в трактирах.
По воспоминаниям друга семьи и его первого учителя, А. Полишанского, будучи еще совсем маленьким, мальчик вылезал из-под стола гостиничного трактира и, взяв в руки скрипку, безошибочно повторял мелодию, только что сыгранную трактирными музыкантами.
- Уже в 23 года Иоганн Штраус создал свой первый оркестр. Сначала с1819 года молодой музыкант играл в Венском танцевальном квартетеМишеля Памера, затем в 1824 году стал помощником дирижера оркестра Йозефа Ланнера. Правда, через некоторое время пути талантливых людей разошлись. Но интересно, что первый вальс, написанный Иоганном Штраусом-отцом, прозвучал как сочинение Йозефа Ланнера. Одна из легенд гласит, что это и послужило причиной разрыва их отношений.
- В 1832 году Вену посетил молодой Рихард Вагнер. Услышав Штрауса, он написал у себя в дневнике следующее:
«Незабываемой останется для меня каждая пьеса, которой он дирижирует со скрипкой в руках. Она повергала удивительного Иоганна Штрауса в совершенно дикий, граничащий с бешенством восторг. Этот демон венского музыкального народного духа содрогался в начале любого вальса, словно Пифия на треножнике. Публика, которая на самом деле была более опьянена его музыкой, чем поглощенными напитками, поднимала настоящий вой, который возносил воодушевление дирижера со скрипкой на непостижимую для меня высоту».
- Иоганн Штраус был первым, кто представил миру танцевальную музыку, ведь до этого австрийского композитора ее как искусство не воспринимали. Лондонские музыкальные критики называли его «Моцартом вальсов», «Бетховеном котильонов», «Паганини галопов», «Россини попурри».
- У Иоганна Штрауса было 12 детей – пятеро от первой жены Анны и семеро от второй – Эмилии. Отношения с детьми у него были сложные, особенно, с детьми от первого брака. Например, он запрещал заниматься детям музыкой, делая исключение лишь для обучения игре на фортепиано, она считалась обязательной для образованных людей того времени.
Однажды Иоганн застал старшего сына Иоганна за игрой на скрипке. Он пришел в страшную ярость, отобрал скрипку и запер ее в комод. Мать купила сыну новую скрипку и Иоганн-младший продолжил тайком совершенствоваться в музыке, а также пристрастил к скрипке братьев. Годы спустя сын обратится в магистрат за разрешением на управление оркестром. В ответ Штраус лишит сына наследства и запретит агентствам заключать с ним контракты.
- Противостояние между талантливым отцом и не менее талантливым сыном ярко проявится в 1848 году во время революции, когда они окажутся по разные стороны баррикад. Тогда, когда Штраус-сын играл «Марсельезу» для повстанцев, отец тем временем поддержал Габсбургов, сочинив в честь их успехов «Марш Радецкого», который впоследствии станет одним из неофициальных гимнов Австрии.
Говорят, именно это стало крахом карьеры Штрауса. Простой народ стал игнорировать концерты вчерашнего кумира. В 1849 году он умер от скарлатины. На грандиозных похоронах Штрауса-старшего присутствовало около 30 тысяч человек, включая и сына Иоганна, который над могилой играл «Реквием» Моцарта.
Хотя отец и лишил Иоганна наследства, он вскоре после смерти отца издал полное собрание сочинений отца за свой счет.