Александр Таманян: человек, подаривший нам двенадцатую армянскую столицу в таком виде, каком мы ее знаем - RadioVan.fm

Онлайн

Александр Таманян: человек, подаривший нам двенадцатую армянскую столицу в таком виде, каком мы ее знаем

2019-03-04 21:24 , Минутка истории, 5110

Александр Таманян: человек, подаривший нам двенадцатую армянскую столицу в таком виде, каком мы ее знаем

Сегодня день рождения архитектора Александра Таманяна – человека, подарившего нам двенадцатую армянскую столицу в таком виде, каком мы ее знаем.

Александр Таманян родился в 1878 году в Екатеринодаре (ныне Краснодар), в семье банковского служащего. В 1904 году он окончил архитектурное отделение Императорской Академии художеств. По словам родных, еще во время учебы он говорил о желании работать в Армении. Через 15 лет ему выпала такая возможность.

В Армению Таманян приехал в 1919 году, во время непродолжительной жизни Первой республики. К тому времени он уже был довольно известным архитектором с серьезным портфолио (особняк Кочубея в Царском Селе, дом князя Щербатова в Москве, реконструкция армянской церкви в Петербурге и т.д.), предложениями хорошей работы за рубежом. Однако выбор его пал на Эривань. Таманяна назначили главных архитектором страны и в 1920-м он представил проект реконструкции столицы. Приход большевиков к власти в ноябре того же года и напряженная обстановка в стране вынудили его уехать в Иран и поселиться с семьей в Тавризе. Но идея обустройства главного армянского города была сильнее: после того, как председатель Совнаркома Армении Александр Мясникян дал архитектору личные гарантии безопасности для него и его семьи, в 1923 году они вернулись в Ереван.

Работа над проектом реконструкции Эривани была продолжена, и в апреле 1924-го генплан столицы был утвержден правительством. Таманян полностью изменил старую структуру города, создав вместо этого столицу нового типа, жить в которой было бы удобно всем его обитателям. По замыслу Таманяна, большой город был разделен на условно «административную», «вузовскую», «культурную», «промышленную» и «музейную» зоны, каждая из которых имела самостоятельную планировку со своим композиционным центром, со своими скверами и бульварами. А главными опорными точками нового плана становились две площади — Ленина (ныне Республики) и Театральная (ныне Свободы), которые должен был соединить Северный проспект, построенный лишь в 2000-х.

Изображение Таманяна на купюре в 500 драм старого образца

Затем пошли отдельные здания. Всего за несколько лет Таманян спроектировал Медицинский, Гинекологический, Физиотерапевтический, Ветеринарный, Химико-физический, Научно-исследовательский институты, детскую клинику, обсерваторию, публичную библиотеку, Высшую сельскохозяйственную школу и многое, многое другое. Но главными украшениями нового города стали здание Дома правительства на площади Ленина и Народный дом, известный теперь как здание Государственного театра оперы и балета, а в народе просто Опера. Правда оконченным одно из своих важнейших детищ Таманян так и не увидел. Он скончался в феврале 1936 года, а здание было достроено лишь в 1940-м (до того, в 1937 году, проект Народного дома удостоился Гран-при и Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже). Впрочем, внесено было много изменений и полностью замысел Таманяна так и не был реализован. Первоначально был, например, задуман летний зал, не имевший внешних стен: он был ограничен лишь колоннадой и раскрывался в примыкающий к театру сквер.

Портрет Таманяна работы Мартироса Сарьяна, на втором плане – здание оперы

За последующие годы Ереван немало изменялся, появлялись новые здания и улицы, старые разрушались или переделывались. Но именно таманяновский проект и идеология до сих пор остаются основой для всех последующих концепций развития города.

Источникbarev.today.

Лента

Рекомендуем посмотреть