История мировой музыкальной литературы знает немало композиторов, которые, занимаясь активной творческой деятельностью, не оставили после себя заметного следа. Но были и такие авторы, чьи произведения ушли в «небытие», а имена их стали известны потомком лишь по нескольким или вовсе по одному произведению. Нас до сих пор глубоко воодушевляет музыка «Менуэта» Боккерини, чарует композиция «Бесаме мучо» мексиканки Консуэло Веласкес и, несомненно, восхищает своей зажигательностью великолепный «Чардаш» итальянца Витторио Монти. Этот поистине волшебный танец, изначально написанный для исполнения на скрипке или мандолине в сопровождении фортепиано, пользуется такой потрясающей популярностью, что переложения произведения сделаны для многих инструментов, включая тубу и контрабас.
История создания
Выясняя историю создания великолепного концертного произведения «Чардаш», необходимо в первую очередь немного рассказать о его авторе. Поскольку музыковеды особого интереса к творчеству композитора никогда не проявляли, мемуаров о своей жизни он не написал, и личного биографа у музыканта не было, сведений о Монти осталось очень мало. О Витторио Монти мы знаем только то, что он родился в прекрасном итальянском городе Неаполе в 1868 году.
Обладая превосходными музыкальными способностями и хорошо владея скрипкой и мандолиной, он поступил в родном городе в знаменитую консерваторию «Сан-Пьетро-а-Майелла», в которой также получили образование многие выдающиеся итальянские музыканты. В восемнадцать лет, завершив обучение по двум специальностям, как скрипач и композитор, Витторио решил поучиться в Париже у выдающегося скрипача Камилло Сивори, который был единственным учеником Никколо Паганини.
После эффективной стажировки его приняли в оркестр Шарля Ламоре, где скрипач впоследствии продолжительное время работал концертмейстером, а в 1900 году он был приглашён на должность дирижёра в концертный зал «Paris-Concert». Помимо этого, Витторио также активно занимался композиторской деятельностью и сочинял произведения в различных жанрах: композиции для скрипки, вокальные миниатюры, а также балеты и оперетты. Среди сочинений Монти особой популярностью в своё время пользовалась мимодрама «Рождество Пьеро». Создание знаменитого «Чардаша» тоже относится к данному творческому периоду композитора и датируется 1904 годом.
Несмотря на то, что Чардаш с удовольствием танцевали в Словакии, Словении и Хорватии его родиной считается Венгрия, а народная музыка этой страны, впитавшая в себя как цыганский, так и турецкий колорит, в мировой культуре заняла весьма достойное место. Наименование же танца «Чардаш» произошло от слова «csárda», которое с венгерского переводится как «харчевня», «постоялый двор» или «трактир».
Отличающаяся темпераментом и самобытностью, она всегда привлекала внимание композиторов-классиков, которые, вдохновлённые венгерскими мотивами, довольно часто использовали их в своих произведениях.
Версии о происхождении Чардаша весьма разнятся. Одни связывают его возникновение с Вербункошем - жанром венгерской танцевальной музыки, а другие считают, что Чардаш первыми начали танцевать мадьярские пастухи или же гайдуки.
Например, Чардаш нашёл себе место в произведениях таких великих музыкальных мэтров как Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Пётр Ильич Чайковский, Лео Делиб, Иоганн Штраус. Во времена Витторио Монти Чардаш не утратил своей популярности, и композитор в стиле этого танца решил сочинить салонную пьесу, которую можно было в сопровождении фортепиано исполнить не только на скрипке, но и мандолине. Композиция произвела сильное впечатление, как на слушателей, так и на музыкантов. Переложение произведения тотчас стали делать для всех возможных инструментов.
Содержание «Чардаша» Монти
«Чардаш» Витторио Монти – это произведение, сочинённое в свободном стиле. Ему свойственна «импровизационность», а также чередование эпизодов разного характера основанных на материале народных мотивов. Включающий в себя семь разделов, он открывается эффектными аккордами, призывно звучащими на форте. Затем в ре миноре в медленном темпе с затакта начинается красивая выразительная мелодия, напоминающая цыганский распев. Мелодическая линия следующего раздела, также представляющего собой восьмитактовый период, стремительно взлетает вверх, а затем постепенно опускается. Композитор в этой части раскрашивает музыкальную тему этой части форшлагами и ферматами.
Третий и четвёртый разделы резко контрастны предыдущим частям. Медленный темп меняется на быстрый. Зарождается зажигательный танец. Тема третьего раздела начинается с резкого октавного скачка вверх с тоники на тонику, а затем она постепенно спускается к исходному звуку. Следующее затем, кружащееся движение является основным мелодическим материалом не только третьей, но и четвёртой части. В пятом разделе «Чардаша» характер и темп произведения вновь меняются, теперь музыка напоминает величественный и гордый полонез. Идущая далее шестая часть точно повторяет четвертую, а вот в заключительном разделе композитор проводит тематический материал третьего, но не в ре минорной, а одноимённой Ре мажорной тональности.
***
«Чардаш» итальянского композитора Витторио Монти сегодня относится к числу самых исполняемых произведений. Он носит разные титулы. Его называют и «золотым шедевром», и коронным «блюдом» цыганского репертуара. Большие оркестры и ансамбли, различные по своему инструментальному составу, включают эту композицию в свой репертуар. Солисты-исполнители тоже любят «Чардаш», так как в нем можно показать и красоту тембрального окраса любимого инструмента, а также похвастаться техническими навыками, которыми владеет музыкант.
По материалам soundtimes.