История одного шедевра: Вesame Mucho – «вертикальное выражение горизонтальных желаний» - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: Вesame Mucho – «вертикальное выражение горизонтальных желаний»  

2019-12-02 20:33 , История Одного Шедевра, 13322

История одного шедевра: Вesame Mucho – «вертикальное выражение горизонтальных желаний»

Пожалуй, нет больше ни одной песни, которую не исполняло бы за эти годы такое огромное количество певцов, групп, ансамблей и оркестров. Она исполнялась на 120 языках, а общий тираж дисков — 100 млн экземпляров. По данным опроса, проведенного музыкальными критиками разных стран, Besame Mucho входит в десятку самых популярных композиций XX века, а согласно многим статистическим исследованиям, является самой популярной песней XX века, соперничая лишь с Yesterday. Существуют сотни ее исполнений и инструментальных версий, а также множество переводов на иностранные языки. Незамысловатые строки и страстная латиноамериканская мелодия стали оружием миллионов мужчин, разбивая и зажигая миллионы сердец. И в то время, как и сегодня миллионы людей по всему миру регулярно слушают Besame Mucho в исполнении звезд первой величины, фамилию автора этого шедевра способны назвать немногие.

Удивительнее всего, что написана она была не маститым профессиональным композитором и поэтом, а 16-летней нецелованной девушкой Консуэло Веласкес Торрес (хотя возможно ей было чуть больше, т.к. дата рождения точно не установлена). В 1944 году песня Besame Mucho в исполнении Джимми Дорси и его оркестра стала победительницей первого хит-парада в США.

«Вesame Mucho стала тем волшебным ключом, который открыл для меня все самые желанные двери. Вы не поверите, мне предлагали миллионные контракты в Голливуде, приглашали сниматься в кино, участвовать в самых престижных международных конкурсах. Не знаю, почему, но тогда я от всего этого отказалась. Молодая была... Ведь когда я написала эту песню, я ни разу ни с кем даже не целовалась. Поначалу стеснялась признаться, что я – ее автор», - призналась Веласкес в одном из интервью.

Консуэло Веласкес

Консуэло Веласкес родилась в Мексике в г. Сапотлан ель Гранде 21 августа (по другим данным 29 августа) 1924 года. Позже семья перебралась в г. Гвадалахара, где прошли ее детство и юность. Происхождением из знаменитой испанской фамилии художника Диего Веласкеса Консуэло никогда не гордилась. С детства ее страстью была музыка. Ее лучшим другом было фортепиано, на котором она рано начала сочинять песни: юная Консуэлита быстро научилась интерпретировать услышанные мелодии.

Песня Вesame Mucho была написана ею в 1940 году под впечатлением услышанной арии «Quejas, o la Maja y el Ruiseñor» из испанской оперы «Goyescas» (Гойески) авторства Энрике Гранадоса, написанной в 1916-м году.

После того, как песня была написана, Консуэло, по ее собственному признанию, жутко стеснялась: сказалось католическое воспитание – ей казалось, что взрослые будут считать распущенной особой, которая только и ждет, чтобы с кем-то крепко поцеловаться. Но подруга все-таки сумела уговорила девушку отправить ноты и текст на радио. Поддавшись на уговоры, Консуэло отправила все это анонимно. Интересное стечение обстоятельств – редактор радиостанции Мариано Рибера, который тот конверт вскрыл, впоследствии стал ее мужем. Ему мелодия очень понравилась, ее записали и стали крутить на мексиканском радио. И одновременно делали объявление с просьбой к неизвестному автору отозваться и прийти за получением приза от радиостанции за лучшую песенку месяца. Идти Консуэло постеснялась и вместо себя отправила ту самую подругу. Подруга рассказала правду и редактор приехал домой к Консуэло, чтобы с ней познакомиться. Так начались их отношения с Мариано, которые продлились 33 года. Хотя…

«Когда я написала Besame Mucho, мне действительно исполнилось 15 лет и у меня не то что романа — настоящей влюбленности еще не было. Не верьте досужим сплетням, что я была влюблена в какого-то одноклассника или знаменитого музыканта, — это не так. В голове возник некий обобщенный образ мужчины, в которого я мечтала влюбиться».

И действительно, потом встретился человек, внешне очень похожий на этот самый образ, придуманный Консуэло. Им оказался Грегори Пек — тот самый Грегори Пек, ставший потом кумиром целого поколения женщин. Как впоследствии призналась Консуэло, впервые она увидела его в кино и страшно удивилась, как похож этот молодой человек на образ, который она придумала, когда писала Besame Mucho.

Грегори Пек

А год или два спустя она приехала в США по приглашению Уолта Диснея: он захотел снять игровой фильм с Besame Mucho в качестве саундтрека. Когда Дисней увидел Консуэло, то сразу же предложил ей сыграть в фильме героиню. И партнером ее оказался… Грегори Пек. «Не знаю, наверное, я слишком заинтересованно разглядывала своего кумира... В общем, он, по-моему, в меня влюбился. Во всяком случае, очень активно ухаживал. Не скрою, те три недели, что я провела тогда в США, были, наверное, одними из самых счастливых в жизни», - вспоминала Веласкес.

Но все сложилось по-другому: успешно пройдя пробы, она неожиданно вернулась в Мехико. За Консуэло все решила мать. Узнав о перспективах дочери, донна Веласкес встретилась с Диснеем и сообщила тому, что о работе в США не может идти и речи. А некоторое время спустя вышла замуж за Мариано Рибера. В выборе Консуэло не ошиблась – они с мужем прожили долгую счастливую жизнь. Оба сына, Серхио и Мариано, пошли по стопам великого предка Диего Веласкеса, став художниками, одними из лучших в Мексике.

Надо отметить, что вокруг авторства песни Besame Mucho были некоторые споры, которые породила скромность Веласкес. Ведь первое время, столкнувшись с неожиданно свалившейся популярностью, она с радостью подписывалась псевдонимом Веласкес Торрес Ортис, добавляя фамилию матери. Кроме того, права на хит едва не приобрел известный в то время тенор Эмилио Туэро, который первым записал песню в студии. Теперь же фамилия испанца затерялась в огромном списке нескольких сотен исполнителей Besame Mucho. В нем присутствуют, в частности, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Луи Армстронг, Мирей Матье, Шарль Азнавур, Хулио Иглесиас, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Сезария Эвора, Далида… Увлеклись творчеством Веласкес и «битлы». Они не раз исполняли и записывали ее песню, а Пола Маккартни она вдохновила на сочинение не менее знаменитой Yesterday.

В чем же заключается феномен этой песни? Консуэло определяет это так: «Вертикальное выражение горизонтальных желаний». Это всем близко. Но как человек творческий, она никогда не считала Besame Mucho вершиной своего творчества. Она композитор, создавший около 200 произведений – сонат, ораторий, симфоний. У нее есть не менее популярные в Мексике песни, о которых, правда, в мире ничего не известно.

Ярчайший представитель племени музыкантов, которых в шоу-бизнесе принято называть one hit wonder («чудо одного хита»), Консуэло Веласкес также была депутатом парламента, работала над защитой авторских прав, возглавила Союз композиторов Мексики. Композитор скончалась 22 января 2004 года на 84-м году жизни в одной из больниц Мехико. Причиной смерти врачи назвали осложнения после сердечного приступа.

А ее песня продолжает жить!

Один мексиканский карикатурист изобразил меня рядом с земным шаром, на котором отпечатался женский поцелуй. И правда — с помощью Besame Mucho я поцеловала весь мир. Не многим это удалось. Консуэло Веласкес

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть