Луиджи Боккерини – имя этого талантливого итальянского композитора, яркого представителя эпохи венского классицизма и рококо широко известно всем любителям классической музыки. Выдающийся маэстро, является автором большого количества прекрасных творений, которые в нынешнее время, покоряя слушателей, очень часто звучат со сцен концертных залов. Однако у Боккерини есть одно сочинение, ставшее настолько популярным, что к его названию можно смело прибавить эпитет «вечный». Это знаменитый менуэт, изначально являвшийся частью струнного квинтета E-dur, сегодня существует как самостоятельная пьеса, музыку которой в различных переложениях и исполнительских редакциях можно услышать в звучании всевозможных музыкальных инструментов, а также всякого рода ансамблей.
Известно, что Моцарт ценил музыку Боккерини. Об этом писал еще Стендаль: «Не знаю, по причине ли успеха, который ему доставило исполнение Miserere (Стендаль имеет в виду прослушивание Моцартом Miserere Аллегри в Сикстинской капелле), но, по-видимому, торжественный и меланхолический напев этого псалма произвел глубокое впечатление на душу Моцарта, который с тех пор возымел явное предпочтение к Генделю и к нежному Боккерини».
История «Менуэта» Боккерини
Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню (фр. pas menus). Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского бранля. Родиной его считают Бретань. С середины XVII века — бальный танец. При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем. Преподавателем менуэта в то время был Франсуа-Робер Марсель, член Французской Королевской академии танца, специально уволившийся из театра Парижской оперы, чтобы преподавать этот стремительно вошедший в моду танец. С конца XVII века широко распространился по всей Европе.
Менуэт при дворе короля Людовика XIV. Гравюра
Несмотря на то, что знаменитое произведение появилось в Испании в 1771 году, его предыстория несомненно началась в Италии 19 февраля 1743 года, где в старинном тосканском городе Лукка в семье музыканта, игравшего на контрабасе в городском оркестре, Леопольда Боккерини родился мальчик, которому дали имя Луиджи. Проявившееся рано неординарное дарование малыша способствовало его успешному музыкальному образованию. Он прекрасно пел и как отец очень хотел освоить контрабас, но из-за большого размера этого инструмента стал с усердием заниматься на виолончели.
Портрет Луиджи Боккерини работы неизвестного художника, ок. 1764—1767гг
Когда Луиджи исполнилось двенадцать лет, он начал выступать на публике, и городские любители музыки сразу по достоинству оценили талант маленького музыканта. Вскоре четырнадцатилетний Боккерини для совершенствования своего исполнительского мастерства отправляется в Рим. Вернувшись через четыре года в родной город, Луиджи начал активно заниматься композиторской деятельностью, а помимо того объединившись с талантливыми музыкантами, он организовал струнный квартет. Этот вид музицирования в то время только начинал развиваться.
В 1767 году, после смерти любимого отца, Луиджи покидает Лукку и вместе со своим близким другом Филиппе Манфреди отправляется в Париж. Однако, несмотря на то, что во французской столице Боккерини уже был известен как талантливый композитор, там его встретили неприветливо и уже через год Луиджи пришлось переехать в Испанию. Впрочем, Мадрид тоже не оказал музыканту достойного приёма и только при дружеской поддержке Манфреди он получил место в капелле дона Луи – брата испанского короля Карла III. Находясь под покровительством у инфанта, который увлекался камерной музыкой и сам неплохо играл на виолончели, Боккерини много сочинял. Вот тогда-то, в 1771 году в числе большого количества различных произведений из-под его пера выходит струнный квинтет E-dur, одной из частей которого является знаменитый «Менуэт».
Жизнь Боккерини сложилась неудачно. Судьба уготовила ему участь изгнанника, существование, полное унижений, бедности, постоянной борьбы за кусок хлеба. Он испытал всю тяжесть аристократического «меценатства», глубоко ранившего на каждом шагу его гордую и чувствительную душу, и прожил долгие годы в беспросветной нужде. Можно только удивляться, как при всем том, что выпало на его долю, он сумел сохранить неистощимую жизнерадостность и оптимизм, столь ярко ощутимые в его музыке.
«Менуэт» Луиджи Боккерини – это волшебное творение великого мастера. Когда слушаешь музыку этого очаровательного произведения, то случается чудо: сразу хочется забыть об окружающей нас современной суматохе и мысленно перенестись в минувшие времена – эпоху прекрасных дам и галантных кавалеров. Грациозность этого танца пленяет сердца и поэтому его по достоинству можно назвать танцем королей.
В публикации использованы материалы soundtimes и belcanto.