В преддверии Дня святого Валентина мы познакомились с рядом самых захватывающих романов в мире искусства XX века, изменившими ход истории. Сегодня, в День всех влюбленных мы пополняем этот список.
Фрида Кало и Диего Ривера
Эпические пропорции. Трудно было бы назвать более значительный и бурный роман в истории искусства, чем у Фриды Кало и Диего Риверы. Кало была студенткой, когда познакомилась с Риверой, который был старше её на 20 лет и уже считался гигантом мексиканского искусства. Родители девушки, не одобрявшие эту связь, дали паре уничижительное прозвище «слон и голубь» — не слишком тонкий намёк на разницу в их физических размерах.
Фрида Кало, «Дружеские объятия Вселенной, земли. Я, Диего и Сеньор Холотль» (1949).
Искусство измены. Ривера уважал талант Кало, а она — его. Их отношения были вихрем творческой поддержки и взаимного притяжения в сочетании с супружеской неверностью с обеих сторон. Открыто бисексуальная Кало поддерживала любовные отношения как с женщинами, так и с мужчинами (включая, как известно, Троцкого). Однако Ривера зашёл слишком уж далеко, заведя роман с младшей сестрой Кало, Кристиной. Это совершенно опустошило художницу.
Он сказал, она сказала. Пара развелась в 1939 году, но под воздействием страсти и восхищения поженилась вновь. Ривера однажды назвал Фриду «величайшим фактом моей жизни». Она же, подразумевая чуть не убившую её аварию с трамваем, сказала: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего. Диего, безусловно, был худшей».
Политические страсти. За 25 лет совместной жизни — до смерти Фриды в 1954 году в возрасте 47 лет — пара была воплощением социалистической активности в Мексике. Кало, которая по выражению Андре Бретона, была «лентой вокруг бомбы», впервые применила смелую форму автопортрета и стала первой латиноамериканкой, чья картина оказалась в Лувре. В свою очередь Ривера возродил традицию настенной росписи майя и создал современный, полностью мексиканский визуальный язык, который говорил о жизни рабочих на его родине.
Диего Ривера и Фрида Кало (1952).
Франсуаза Жило и Пабло Пикассо
Встреча в кафе. В мае 1943 года 61-летний Пабло Пикассо встретил с 21-летнюю Франсуазу Жило, когда она пришла с друзьями в парижский ресторан Le Catalan. Хотя художник обедал со своей тогдашней спутницей, фотографом Дорой Маар, он подошел к столу Жило с вазой с вишней и приглашением посетить его мастерскую.
Франсуаза Жило и Пабло Пикассо в 1953 году
Три — это тренд. Жило стала объектом привязанности Пикассо, когда он всё ещё был вместе с Маар, которой, в свою очередь, очаровался, когда ещё жил со своей молодой французской любовницей Марией-Терезой Вальтер. (И, кстати, 17-летняя Вальтер обратила на себя внимание мастера, когда тот находился на пороге разрыва со своей женой — русской балериной Ольгой Хохловой, 1, 2). Молодая Жило была в восторге от знаменитого художника, но держалась осторожно из соображений, которые сформулировала позже: «Я вышла на сцену, ясно видя трёх других актрис, которые пытались сыграть ту же роль, но свалились в будку суфлёра».
Пабло Пикассо, «Бюст женщины (Франсуаза Жило)» (1953)
Десятилетний зуд. Жило провела с Пикассо почти десятилетие и родила ему двух детей — Клода и Палому. Всё это время она поддерживала его эксперименты со скульптурой, керамикой и литографией, практически забыв о своих собственных творческих амбициях. Но к началу 1950-х годов Жило устала от своей роли и решила избавиться от отношений — это был первый случай, когда женщина бросала Пикассо, а не наоборот. Разъярённый (и с огромной травмой эго) Пикассо сказал Жило, что она «направляется прямо в пустыню» и убедил дилеров не продавать её работы.
Пабло Пикассо, Франсуаза, Палома и рисующий Клод, 1954г
Контрольный выстрел. Жило вышла замуж за Джонаса Солка — гения, который одним из первых разработал вакцину против полиомиелита. Затем, в 1964 году, она опубликовала «Жизнь с Пикассо» — чрезвычайно подробные воспоминания о времени, проведённом со знаменитым художником, которые изобиловали подчас нелестными деталями. В отместку Пикассо прервал все контакты со своими двумя детьми.
Элен и Виллем де Кунинг
Беженец и ученица. Уроженец Голландии Виллем де Кунинг оказался в Соединённых Штатах нелегально, проникнув на британский корабль, направлявшийся в Аргентину — и немедленно погрузился в мир искусства. Его жизнь изменилась навсегда, когда в 1938 году в его художественный класс поступила ученица по имени Элен Фрид. Помешанный на работе и сдержанный Виллем, казалось, сразу же был ослеплён очаровательной женщиной, которая впоследствии стала его женой.
Виллем де Кунинг. Две женщины, 1952г
Турбулентные времена. Виллем и Элен поженились в 1943 году, но у них не было медового месяца, потому что брак с самого начала был поражён алкоголизмом, бедностью, взаимными амбициями и, казалось бы, бесконечными проблемами. И всё же их взаимное художественное восхищение никогда не ослабевало. Элен была убеждена в успехе своего мужа, когда он был пионером абстрактного экспрессионизма, а она создавала собственный язык фигуративной абстракции. Интересно также — и можете интерпретировать это, как хотите — что длинный список мужчин, с которыми флиртовала Элен, часто включал тех, кто в конечном итоге помогли карьере её мужа — в том числе искусствоведа Гарольда Розенберга, а также куратора и редактора Томаса Хесса.
Опережая время. Возможно, Элен опередила своё поколение, поскольку художница решительно отказалась пожертвовать своим творчеством ради дома и расценивала собственную карьеру как равную карьере своего мужа. Она также следила за стилем, и хотя пара, как известно, жила на одном кофе, ей всегда удавалось не отставать от веяний моды.
Элен де Кунинг. Коррида, 1960г
Снова вместе. Хотя супруги расстались в конце 1950-х годов, в 1976 году они примирились, и Элен оставила выгодную должность преподавателя, чтобы купить дом рядом с Виллемом на Лонг-Айленде. В конечном итоге она взяла на себя управление его мастерской.
Яёи Кусама и Джозеф Корнелл
Было или не было? Хотя Яёй Кусама поддерживает язык свободной любви, она скрывает подробности своей личной жизни. Японская художница переехала в Нью-Йорк в конце 1950-х годов и вскоре подружилась с Дональдом Джаддом, который тоже только начинал свою карьеру. Будущий отец минимализма положительно оценил её первую персональную выставку в 1959 году, даже купил одну из её картин. Вскоре они начали жить и работать на разных этажах одного здания на Девятнадцатой улице. Кусама называла Джадда «первым бойфрендом», но им было предназначено остаться друзьями. Вместо этого в её жизни в Нью-Йорке доминировали интенсивные, хотя и, возможно, платонические отношения с мастером ассамбляжа Джозефом Корнеллом.
Яёй Кусама и Джозеф Корнелл в 1970 году
Странная пара. Кусаме было за 30, когда она встретила Корнелла, который был на 26 лет старше её. Их необыкновенные отношения длились годами — художница регулярно навещала друга в доме его матери, где он жил и работал. У Кусамы и Корнелла была глубокая эмоциональная связь: он мог звонить ей бесчисленное количество раз в день, писал длинные письма, а когда у неё не было денег, дарил свои работы на продажу.
Порицающая мать. Хотя мы, возможно, никогда не узнаем эту часть истории, мать Корнелла, по слухам, была властной и помешанной на контроле. Говорят, разозлённая тем, что её сын встречается с девушкой намного младше его, она вылила ведро воды на художников, которые целовались у неё на заднем дворе.
Яёи Кусама. Бесконечная зеркальная комната. Моё сердце танцует во Вселенной, 2018г
Доротея Таннинг и Макс Эрнст
Шах и мат. Макс Эрнст и Доротея Таннинг познакомились, когда он пришёл в её студию по поручению своей тогдашней жены Пегги Гуггенхайм, которая интересовалась сюрреалистическими картинами художницы. Будучи оба страстными шахматистами, Эрнст и Таннинг сели сыграть несколько партий. Через неделю он переехал к ней.
Доротея Таннинг, «День рождения» (1942)
Дважды два. Таннинг и Эрнст поженились в Голливуде на совместной церемонии со своими друзьями, художником Ман Рэем и танцовщицей Джульет Браунер.
Счёт. Таннинг и Эрнст были женаты с 1946 года до его смерти в 1976 году. Это был единственный брак Таннинг и третий Эрнста, не считая его длительных отношений с сюрреалисткой Леонорой Каррингтон.
Макс Эрнст, «Автопортрет» (1909)
Американская любовь в стиле модерн. Знаменитый фотограф Альфред Стиглиц и американская художница-новатор Джорджия О’Киф были женаты с 1924 года до его смерти в 1946 году. Он был старше, жил в Нью-Йорке, а его галерея «291» была центром продвижения модернизма.
Запутанные обстоятельства. Штиглиц был ловеласом, предпочитающим молодых женщин, и поддерживал перспективных художниц. О’Киф и Стиглиц испытывали глубокое интеллектуальное и творческое уважение друг к другу, хотя их брак нельзя назвать счастливым, ведь супруги значительную его часть жили раздельно.
Альфред Штиглиц и Джорджия О’Киф
Любовные письма. В 2011 году была опубликована переписка О’Киф и Стиглица. В книге под названием «Мой далёкий некто» раскрыта борьба, уважение и сложности их брака. Впрочем, некоторые детали, пожалуй, слишком интимны — например, многочисленные отсылки Штиглица к их жизни за закрытыми дверями.
Главное фото: Фрида Кало. Автопортрет в образе Техуаны, 1943г. Фрагмент
По материалам artchive.