История любви, породившая шедевры: Пабло Пикассо и Ольга Хохлова –страсть, ненависть и безумие (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

История любви, породившая шедевры: Пабло Пикассо и Ольга Хохлова –страсть, ненависть и безумие (часть 2)

2019-09-24 21:30 , История любви, породившая шедевры, 5810

История любви, породившая шедевры: Пабло Пикассо и Ольга Хохлова –страсть, ненависть и безумие (часть 2)

Страсть и ненависть

1927 год стал для супругов Пикассо началом конца. В январе Пабло встретил 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. Чтобы скрыть интрижку от жены, он снял квартиру для свиданий неподалеку от того места, где познакомился с девушкой. Чтобы скрыть ее от всех остальных, Пикассо писал ее в виде гитары, кувшина или блюда с фруктами. И изрисовал несколько блокнотов эротическими картинками. Примечательно, что при этом художник продолжал жить под одной крышей с Ольгой, которая, по его словам, изводила его сценами ревности и не собиралась отказываться от роли элегантной супруги и безупречной хозяйки. Впрочем, Пабло и сам не собирался разводиться. Маска примерного семьянина служила ему прекрасным прикрытием.

Пабло Пикассо. Ольга в задумчивости. 1923 г

Двойная жизнь, само собой, находила отражение и в картинах Пикассо. И насколько изображения Мари-Терез были исполнены безудержной сексуальности, настолько же картины с Ольгой или посвященные ей полны ярости. Но достаточно долгое время Пикассо удавалось делать так, чтобы эти параллельные жизни не пересекались. Даже тогда, когда художник отдыхал с семьей на Ривьере, при каждом удобном случае сбегая к Мари-Терез, которую он поселил неподалеку. Во время этого отпуска у Ольги вновь начались сильные кровотечения, она вынуждена была вернуться в Париж и перенесла еще одну операцию. В общей сложности она провела в больнице почти пять месяцев, лишь изредка возвращаясь домой. Все это время Пикассо мог беспрепятственно встречаться с Мари-Терез.

Пабло Пикассо. Коррида. Смерть женщины тореадора, 1933г

Конечно, в какой-то момент Ольга догадалась о существовании соперницы. И хотя она, похоже, не воспринимала Мари-Терез как серьезную угрозу их браку с Пабло, мириться с унижением она тоже не хотела. Но слезы и увещевания жены вызывали у Пикассо только злость и чувство вины. В 1929 году он пишет «Обнаженную в красном кресле». Не называя прямо имени героини, художник вложил в это полотно всю свою растущую ненависть к Ольге. Изломанные конечности, раскрытый в агонии рот…

Пабло Пикассо. Обнаженная в красном кресле. 1929 г

Не имея возможности убрать ее из своей жизни, Пикассо безжалостно уродовал на холсте женщину, которую с такой любовью рисовал в другом кресле всего лишь 5-10 лет назад.

Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. 1917 г

Пабло Пикассо. Портрет Ольги. 1923 г

На обломках счастья

Очередное унижение ждало Ольгу на масштабной ретроспективе Пикассо в 1932 году. Страсть мужа к другой женщине предстала перед ней во всей полноте — от одной бесстыдной картины к другой. Но, как это ни странно, супруги продолжали жить вместе. Последней каплей для Ольги стала беременность Мари-Терез Вальтер. Забрав сына, Ольга съехала из квартиры на улице Ла Боэси, оставив ее в полном распоряжении мужа. Вскоре она поручила своему адвокату составить опись всего имущества Пикассо, чего художник ей так и не простил. Дать жене развод он тоже отказался, ведь в этом случае ей отошла бы и половина его картин. До последнего дня своей жизни Ольга оставалась мадам Пикассо.

Действительно ли у Ольги помутился рассудок? Никаких однозначных подтверждений этому нет. Один из биографов Пикассо пишет, что Ольга совершила большую ошибку, поставив все на своего непостоянного мужа. Она полностью посвятила себя семье и жила только интересами Пикассо, так и не сумев стать самостоятельной. Опозоренная и раздавленная, она осталась совершенно одна. Даже любимый Пауло вырос и стал отмахиваться от нее с таким же раздражением, как и его отец. Ольга отчаянно цеплялась за счастливые моменты из прошлого. Именно поэтому она преследовала Пикассо на улицах, напоминая ему, что перед Богом они все еще муж и жена. Поэтому писала ему письма и отправляла фотографии сына. Поэтому переехала за Пабло в Канны, где кочевала из одной гостиницы в другую.

Пабло Пикассо с Жаклин Рок и Жаном Кокто на корриде в Валлорисе. 1955 г

В 1953 году Ольга серьезно заболела. Рак съедал ее тело долго и мучительно. Последние месяцы она провела в больнице, умоляя каждого из навещавших ее знакомых позвать Пабло. Художнику передавали эти просьбы, но он ни разу не навестил жену. Продолжая в отчаянии цепляться за прошлое, Ольга вспоминала дни, когда танцевала на сцене, и мечтала вновь приехать в Россию. Единственным, что осталось у нее от прежней жизни, был пароходный сундук, заполненный старыми костюмами, пустыми флакончиками от духов, письмами и сотнями фотографий. Последние дни Ольга провела, перебирая и рассматривая вещи, которые напоминали ей об утраченном счастье. Мадам Пикассо умерла 11 февраля 1955 года.

Ольга Хохлова в сценическом костюме для балета «Шахерезада». Ок. 1916 г

P.S.

Пабло Пикассо пережил первую жену на 18 лет. Однажды художник сказал: «Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду уходит океанский лайнер, в воронку затягивает все оказавшиеся поблизости суденышки».

Франсуаза Жило, которой посчастливилось выжить в этом кораблекрушении, дала, пожалуй, самое точное определение Пикассо:

«Многочисленные рассказы и воспоминания Пабло об Ольге, Мари-Терез и Доре Маар, их постоянное присутствие за кулисами нашей совместной жизни постепенно привели меня к выводу, что у Пабло был своего рода комплекс Синей Бороды, вызывающий желание отрубать головы всем женщинам, собранным в его маленьком личном музее. Но он не отрубал голов полностью, предпочитал, чтобы жизнь шла дальше, и все женщины, жившие с ним в то или иное время, все-таки чуть слышно попискивали, делали какие-то жесты, словно расчлененные куклы. Это давало ему ощущение, что жизнь в них еще теплится, что она висит на ниточке, и другой конец этой ниточки у него в руке».

Первую часть истории любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой читать здесь.

В публикации использованы материалы artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть