Имя Леоноры Каррингтон, являющейся одной из ключевых фигур сюрреализма, к сожалению, известно немногим. Жизнь этой английской художницы, скульптора, писательницы, автора книг на английском, французском и испанском языках, также достойна внимания и напоминает сюрреалистический сюжет.
Леонора родилась в богатой и влиятельной семье, по материнской линии — ирландка, воспитывалась ирландской няней и часто ездила в Ирландию к бабушке. Четверо детей росли в атмосфере полной свободы. Леонора с детства отличалась буйным воображением, к тому же она росла под влиянием старинных легенд и преданий, которые рассказывала няня.
Когда Леоноре исполнилось девять лет, ее отправили на учебу в закрытую католическую школу. Однако монахини не могли справиться со строптивой непокорной девочкой. Она пыталась писать то правой, то левой рукой, справа налево и в зеркальном отображении. Через несколько месяцев, поставив на ней клеймо умственно отсталой, Леонору исключили из школы. За четыре года Леонора где только ни побывала, но результат был всегда один – отчисление.
Как-то мать подарила Леоноре набор кистей и акварельные краски. Девочка попробовала рисовать и поняла, что именно этим она и хотела бы заниматься и заявила родителям, что если и будет учиться, то только в художественной школе.
Вначале отец был категорически против, поскольку не считал это занятие профессией, но в конце концов уступил просьбам дочери, и Леонора отправилась учиться во Флоренцию, после этого продолжила обучение в Лондоне, в Академии искусств. Ученицей Леонора была весьма прилежной, и родители успокоились.
В ее творчестве с самого начала чувствовалось влияние Босха, а также были общие черты с Питером Брейгелем Старшим. Фантазия нидерландских художников не может оставить равнодушным никого, вот и юная Леонора вдохновилась образами старых мастеров. И если фламандские живописцы только предвосхищали сюрреализм, привнося какие-то метаморфозные силуэты в классическую живопись, то Каррингтон сознательно действовала в струе этого направления.
В двадцати лет Леонора сбежала в Париж с женатым 46-летним художником Максом Эрнстом. После этого шокированные родители расторгли все отношения с дочерью.
Она увидела работы Макса Эрнста на Международной выставке сюрреализма и была от них в восторге. А спустя год они случайно встретились в Лондоне и вместе уехали в Париж. Там Макс развелся, и они стали жить вместе. Он познакомил Леонору со своими друзьями – художниками-сюрреалистами. Вскоре они переехав на юг Франции, полностью посвятив себя творчеству и друг другу. Леонора говорила, что никто не видел мир так, как видел его Эрнст.
Вскоре началась война, Эрнста арестовали как немецкого шпиона. Через некоторое время выпустили, но тут пришли немцы, и его снова посадили, на этот раз, как художника, представителя «вырождающегося искусства». Леонора предпринимала попытки освободить Макса, но все они были безуспешными. Именно тогда у нее и случился первый серьезный стресс.
Вскоре над ней тоже нависла угроза ареста, и по совету друзей она бежала в Испанию. Но в чужой стране Леонора не выдержала одиночества, у нее началась депрессия и новый срыв. На этот раз серьезный, она попадает в сумасшедший дом. Врачи, пытаясь спасти ее от безумной любви и отчаяния применяют очень сильные транквилизаторы. Леонора стала спокойной и безразличной. «Очень было похоже, что я умерла», — скажет она позднее.
Максу повезло больше – его вызволила из тюрьмы за большие деньги меценатка из Америки Пегги Гуггенхайм, они уехали в Америку и там вскоре поженились.
Отец Леоноры решил забрать дочь домой в Англию и посылает за ней няню и телохранителей, наняв для этого подводную лодку. Но Леонора ускользает и от них, и от санитаров. Сбежав из больницы, она заключила фиктивный брак с дипломатом из Мексики, с которым когда-то была знакома в Париже, и они вдвоем уехали в Мексику. Там она встретила многих своих друзей-художников из Европы.
В Мехико Леонора счастливо прожила долгие годы, здесь встретила новую любовь, фотографа Эмерико Вайса, родила двоих детей. Здесь она смогла в полной мере раскрыться и как художник. Живопись, проза и драматургия Каррингтон наполнены мотивами кельтской и центрально-американской мифологии, сновидческой фантастикой и гротескным юмором, интересом к «чудесному в обыденном», программным для сюрреализма.
В Мехико Леонора дружила с художницами Ремедиос Варо и Фридой Кало, писателями Октавио Пасом, Карлосом Фуэнтесом, Алехандро Ходоровским (он поставил в театре ее пьесу «Пенелопа»). Работала над фреской «Магический мир майя» для Национального музея антропологии. В 1960-х гг. несколько раз снялась в кино, выступала художником по костюмам в фильме мексиканского кинорежиссера Хуана Лопеса Моктесумы «Дом сумасшедших» (1973).
Помимо живописи, она занималась скульптурой; ее работы были приобретены крупнейшими музеями мира, а выставки становились сенсациями. 25 мая 2011 года последняя из сюрреалистов Леонора Каррингтон умерла от последствий воспаления легких.
Источник - kulturomania.