Яркие и жизнеутверждающие краски: армянские импрессионисты, вдохновленные красотой женщины и родной земли (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

Яркие и жизнеутверждающие краски: армянские импрессионисты, вдохновленные красотой женщины и родной земли (часть 2)

2020-01-16 20:57 , Культура, Шоу бизнес, 2058

Яркие и жизнеутверждающие краски: армянские импрессионисты, вдохновленные красотой женщины и родной земли (часть 2)

Как мы уже писали, армянский импрессионизм сформировался как отдельное явление на рубеже XIX-XX веков под влиянием трех художественных направлений: традиций армянского искусства, уходящего корнями вглубь веков, французского импрессионизма и русской художественной школы. В первой части нашей публикации мы рассказали о таких корифеях армянского импрессионизма, как Сарьян, Вардгес Суренянц и Егише Тадевосян. Сегодня пополним список.

Шарль (Карапет) Адамян

Шарль Адамян. Автопортрет

Шарль (Карапет) Адамян родился в Османской империи, учился в Италии, но талант его наиболее ярко раскрылся во Франции, где художник был известен под именем Шарль. Он родился в семье константинопольского ювелира и музыканта. Из армянской школы Мхитарян тринадцатилетнего Карапета отправили в гимназию Мурад-Рафаэлян в Венеции, располагавшейся в здании барочного палаццо Ка’Дзенобио. Здесь Адамян брал частные уроки живописи у профессора Антонио Паолетти, затем стал посещать венецианскую Академию изящных искусств. Не окончив Академии, он вернулся в Константинополь, где состоялась его первая выставка. Молодой художник поступил на работу в мастерскую керамики султанского дворца.

В 1897 году Адамян, успешный придворный керамист и живописец, не обделенный и частными заказами, из-за армянских погромов эмигрировал во Францию и в скором времени стал известным мастером плаката. Он также иллюстрировал книги Ги де Мопассана, Рене Базена, Анатоля Франса, сотрудничал с ведущими газетами и журналами (L’Illustration, Le Monde Illustre), оформлял спектакли в театрах Парижа и был одним из основателей общества армянских художников Франции.

Шарль Адамян. Девушка вглядывается в море

«Визитной карточкой» Адамяна стали идиллические морские пейзажи с фигурами людей на берегу. Он наполнял полотна светом и прозрачным воздухом, струящимся в вихре мелких, динамичных мазков, зачастую наложенных на холст лопаточкой-мастихином. Силуэты отдыхающих женщин и играющих детей написаны против света, в контражуре, на фоне мерцающей цветовыми отблесками поверхности воды.

Шарль Адамян. Женщина на берегу моря

Ваграм Гайфеджян

Ваграм Гайфеджян. Автопортрет

Ваграм Гайфеджян родился в Грузии, в семье священника и учителя армянского языка и литературы. В 12 лет он приехал в Москву, где учился сначала в Лазаревском институте восточных языков, а затем продолжил учебу в Московском университете на медицинском и юридическом факультетах. Однако склонность к изящным искусствам оказалась сильнее. Еще во время учебы в Лазаревском институте он посещал художественный кружок, а в 1902 году поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где стал учеником Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова и других известных мастеров.

Ваграм Гайфеджян. Май

Закончив учебу, молодой художник некоторое время работал в Москве, где копировал произведения русских и европейских художников, участвовал в оформлении спектаклей в Императорском Большомтеатре, но затем вернулся на родину в Грузию. Грузинский город Ахалцих становится для художника «духовной родиной», подобной тому, что искали Поль Гоген на Таити.

После переезда из Грузии в Армению Гайфеджян долгие годы проработал в художественном училище, совмещая преподавание и творчество. Разносторонне развитый интеллектуал, он был блестящим педагогом. Важную роль он сыграл и в развитии армянской художественной критики и искусствоведения, став автором ряда научно-критических и теоретических статей и монографий.

Ваграм Гайфеджян. Прогулка

Седрак Аракелян

Седрак Аракелян. Автопортрет

Сын земледельца Седрак Аракелян был отправлен отцом из Нахичевана в Тифлис к брату-портному: ремесло – это всегда хлеб. Как оказалось позже, не зря. Как-то его рисунки заметил модный тифлисский художник Г.Гриневский. Он взял мальчика под опеку, помог определиться в Художественную школу к знаменитому Егише Тадевосяну. Накопленной базы знаний и решительности провинциала хватило, чтобы с 25 рублями отправиться поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1916 году мечта становится явью: юный художник попадает в художественные классы именитых русских импрессионистов С.Иванова, К.Коровина и А.Архипова.

В летние месяцы С. Аракелян путешествовал по Армении, писал местные пейзажи, часто изображая мистические ночные виды. По окончании училища со званием художника I класса, руководство училища принимает решение командировать его в Европу. Но планам не суждено было сбыться: Первая мировая война и революция в России оказались против Аракеляна.

Он вернулся во вновь появившуюся на картах мира Армянскую Республику. В страну, где царили нищета, голод и разруха. Ереван с окрестностями, иногда далекий Севан — вот в этот период основные источники вдохновения художника. Его предпочтения были отданы пленэру.

Седрак Аракелян. Дом отдыха

В 1920 г. Седрак Аракелян создал небольшую картину «Сушат пшеницу» — изысканный, светящийся жемчужным внутренним светом шедевр, который обратил на себя внимание не только армянской интеллигенции, но и европейской. Через 5 лет эта картина попадет с выставкой в Нью-Йорк. На картине художник он изображает уголок армянской деревушки во всем его национальном колорите: на первом плане выступает традиционный труд армянских женщин – сушка пшеницы под жарким солнцем.

Седрак Аракелян. Сушат пшеницу

В пейзажных работах Аракеяна свойственно художественное разнообразие – нет такого мотива или освещения, которому он отдавал бы особое предпочтение, но самые различные настроения окрашиваются в его этюдах в светлые, лирические тона. Цвета как будто чуть приглушенные, стремлением говорить «вполголоса», немногословно и задушевно.

Уже во времена главенства соцреализма в искусстве Аракеляну приходилось писать «на заданную тему» — про сельскохозяйственные и промышленные успехи республики. Но ему удавалось деликатно «растворять» подробности трудовой советской жизни в колористически тонких пейзажах.

Седрак Аракелян. Сбор пшата

Переливы севанской волны и облака над озером, мшистые скалы и утренние туманы, шумный водопад и влажные сумерки, пшатовое дерево — излюбленные мотивы художника. Картина сбора сладких плодов с тяжелых упругих серебристых веток пшата поражает энергией ударов кисти, свежестью красок. Жанровый сюжет оборачивается фейерверком цвета и света, прославляя солнце и природное богатство Армении.

Продолжение следует…

Лента

Рекомендуем посмотреть