Седрак Аракелян — художник, создавший первое объединение армянской художественной интеллигенции на территории Советской Армении, воспевший тяжелый крестьянский труд простого человека, создатель своего авторского стиля в эпоху тотального соцреализма.
Он родился 17 декабря 1884 г. в местечке Джаук. Сын земледельца, Седрак был отправлен отцом из Нахичевана в Тифлис к брату-портному: ремесло – это всегда хлеб. Как оказалось позже, не зря. Как-то его рисунки заметил модный тифлисский художник Г.Гриневский. Он взял мальчика под опеку, помог определиться в Художественную школу к знаменитому Егише Татевосяну. Накопленной базы знаний и решительности провинциала хватило, чтобы с 25 рублями отправиться поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1916 году мечта становится явью: юный художник попадает в художественные классы именитых русских импрессионистов С.Иванова, К.Коровина и А.Архипова.
В летние месяцы С.Аракелян путешествовал по Армении, писал местные пейзажи, часто изображая мистические ночные виды. По окончании училища со званием художника I класса, руководство училища принимает решение командировать его в Европу. Но планам не суждено было сбыться: Первая мировая война и революция в России оказались против Аракеляна.
Он вернулся во вновь появившуюся на картах мира Армянскую Республику. В страну, где царили нищета, голод и разруха. Ереван с окрестностями, иногда далекий Севан — вот в этот период основные источники вдохновения художника. Его предпочтения были отданы пленэру.
В 1920 г. Седрак Аракелян создал небольшую картину «Сушат пшеницу» — изысканный, светящийся жемчужным внутренним светом шедевр, который обратил на себя внимание не только армянской интеллигенции, но и европейской. Через 5 лет эта картина попадет с выставкой в Нью-Йорк. На картине художник он изображает уголок армянской деревушки во всем его национальном колорите: на первом плане выступает традиционный труд армянских женщин – сушка пшеницы под жарким солнцем.
В пейзажных работах Аракеяна свойственно художественное разнообразие – нет такого мотива или освещения, которому он отдавал бы особое предпочтение, но самые различные настроения окрашиваются в его этюдах в светлые, лирические тона. Цвета как будто чуть приглушенные, стремлением говорить «вполголоса», немногословно и задушевно.
Республика потихоньку обустраивалась, дошли руки и до художественного образования. Усилиями нескольких энтузиастов, в том числе и Седрака, в 1922 г. был открыт Художественный техникум. Руководство доверили обаятельному Аракеляну — всеобщему любимцу. Будучи и преподавателем, и директором, он явился крестным отцом многих выдающихся армянских художников.
Художественная жизнь постепенно набирала динамику и приобретала разнообразие, доселе невиданный размах и новое качество. Уже через год было образовано общество (товарищество) работников изоискусства. Советская Армения становилась средоточием национальной культуры и искусства. Люди культуры отовсюду прибывали в Ереван. В 1924 году Общество работников изоискусства открыло свою первую выставку с тридцатью экспонентами. Вскоре художникам было рекомендовано отойти от мелкобуржуазных привычек и традиций и обратиться к реалиям новой советской жизни.
Идеология окончательно становится главной частью жизни. Людей искусства уже недвусмысленно призывают «отвечать требованиям» и «правдиво отображать». Аракелян, «идя вровень с жизнью» пишет картину «Сбор хлопка» (1930г.). Замечательно красивый пейзаж с Арагацем, хлопковым полем и тружениками на первом плане. В 1932 году время дискуссий завершается организацией Союза художников. Инакомыслию приходит конец.
Седрак Аракелян, как и прочие советские художники, были загнаны в рамки соцреализма. приходилось разоблачать кулаков, попов, дашнаков и прочих «врагов», с которыми советской власти было не по пути. В большинстве подобных картин художник обращается к гротеску, к окарикатуриванию персонажей. Это была своеобразная защита, некий панцирь, позволяющий параллельно по-прежнему рисовать красивые, безукоризненные по цвету, изысканные пейзажи.
Подлинный Аракелян раскрывался в бесчисленных мастерских этюдах и пейзажах и в портретах, сделанных a la prima – одно касание. Переливы севанской волны и облака над озером, мшистые скалы и туманные утра, шумный водопад и влажные сумерки, пшатовое дерево – излюбленные мотивы художника. В 1930 году шведский посол в СССР приобрел картину «Сбор пшата в Армении», которая предназначалась для выставки советского искусства в Стокгольме. За нее Седраку Аракеляну была выплачена баснословно сказочная сумма – 2250 рублей!
В 1935 году художник создал одну из выдающихся своих картин — «Севанские рыбаки». Такое ощущение, что в ней автор собрал воедино свои многочисленные пейзажи озера и портреты-этюды. Картина поражает энергией, свежестью серебристо-голубого света, она полна запаха воды, ветра и только что выловленной рыбы.
Еще одной этапной картиной, в которой чувствуется отголосок соцреализма стала «Культуру — в горы». По узкой горной тропинке медленно продвигается караван верблюдов, везущий школьное имущество. Далеко в горах будет построена новая школа. Идея широкого распространения культуры в советское время передана художником в оригинальной и поэтической форме.
Человек тонкой поэтической души, он так же воспринимал окружающую действительность. Каждый пейзаж, каждый даже небольшой этюд были отражением его чувств и настроений. Ничего механического, заученного. Ничего, что было бы лишь делом его мастерской техники. Не случайно даже самые бесхитростные работы Аракеляна сохранили живое дыхание автора, трепет его сердца. Градация чувств необыкновенная: от нежной лирической элегантности до глубоких внутренних драм. Трудности соцстроительства ослабили здоровье Седрака Аракеляна в последние годы жизни.
5 марта 1942 г. он обозначил зарисовки новой картины, сделал первые мазки. Как оказалось, последние. На следующий день художника не стало. Не выдержало сердце…
Источник – miasin.by.