Согретые теплом воспоминаний, полные пронзительной любви к Еревану и к самой жизни картины художника Александра Мкртчяна - RadioVan.fm

Онлайн

Согретые теплом воспоминаний, полные пронзительной любви к Еревану и к самой жизни картины художника Александра Мкртчяна

2019-05-02 23:23 , Культура, Шоу бизнес, 2842

Согретые теплом воспоминаний, полные пронзительной любви к Еревану и к самой жизни картины художника Александра Мкртчяна

В самом начале нашей беседы обращаю внимание на руки художника – беспокойные, словно ищущие занятие. Как он мне позже признается, его руки постоянно просят любимой работы.

Александр Мкртчян – художник не по «профессии», а по призванию: художниками ведь не становятся, ими рождаются.

Творческий дух

«Все началось с того, назовем это озарением, что годам к 15-и я, после того, как прочел «Луну и грош» Моэма, вдруг стал посещать все выставки без исключения, читать книги про художников – художественные, биографические, и затянулся в это дело – исключительно как созерцатель и исследователь этой темы. Естественно, потом меня потянуло попробовать самому – как это все мажется и куда. Купил несколько тюбиков масляной краски и сделал несколько копий с известных картин, что в принципе правильно для обучения – чтобы почувствовать и понять, что и как, потом начал уже рисовать что-то свое и… забросил. Забросил на долгие годы. Но все равно, все это время продолжал что-то малевать», - вспоминает он.

Творческий дух, присущий Александру с детства, однако не привел его в художественный вуз.

«Такой задачи никогда не было. Выбор был между архитектурой и техническим образованием: в результате пошел по стопам матери, поступив в Политехнический на электрофак. Потом работа, тоже не совсем по специальности – в конструкторском бюро. Потом в конце восьмидесятых – в годы кооперативного движения, открыл кооператив по производству мебели, а потом все поломалось: начались девяностые – непростые годы для людей творческого склада, когда буквально приходилось выживать».

В те годы художнику привелось даже поработать на государственной службе – в Сбербанке.

Большой Саша и Маленький Саша

«А занятие живописью началось примерно лет шесть назад – в период стагнации по основному роду деятельности – долгое время не было заказов, и меня потянуло к рисованию и затянуло. И так до сих пор». Интересно, что этот период стагнации совпал и с другим важным событием в жизни: на свет появился внук художника – Александр Мкртчян-младший. Отношения дедушки и внука – особенные, они очень гармонично дополняют друг друга и вместе с тем удивительно друг на друга похожи.

Дед и внук

«Маленький Саша рисовал-рисовал, и как-то нарисовал Снегурочку. Дело было под Новый год: Саша нарисовал Снегурочку, которая мне настолько понравилась, что я решил исполнить в объеме, так сказать, в авторском варианте – совершенно без изменений. Меня она так воодушевила, что я ее изваял в дереве и вот что получилось. Потом уже был и ангелочек, который мне понравился еще больше, и я сделал и его. Но потом понял, что если я буду все время дублировать произведения внука, то у меня больше ни на что другое не будет времени (смеется), и временно приостановил это занятие до более выдающихся произведений маленького Саши, которые меня настолько окрылят, что я обязательно вернусь к этой теме. Наш тандем мне кажется очень успешным и перспективным».

На оборотной стороне – особый вензель – большая буква С и маленькая, что и означает – Большой Саша и Маленький Саша.

Особая техника: урбанистические пейзажи любимого города

За шесть лет Александр Мкртчян создал более сотни картин, написанных смешанной техникой — акриловыми красками и пастелью, которая и стала узнаваемым почерком художника, что дает возможность отличать его картины от множества других: они объемные, трехмерные, увлекающие, согретые теплом воспоминаний, полные пронзительной любви к Еревану и к самой жизни…

«Я пробовал технику, шел к ней, искал свою собственную, хотел получить свой, особый рельеф. А когда техника была уже найдена, подумал: что же я хотел бы рисовать вообще, что я больше всего люблю? А больше всего я люблю Ереван – город, в котором я живу. И как-то само собой получилось, что я начал рисовать Ереван».

Хотя сегодняшний Ереван уже не тот, каким он был раньше и каким остался в памяти художника, прожившего всю свою жизнь в столице Армении:

«Да, уже не тот, но все еще можно угадать, вычленить куски того старого Еревана, можно подретушировать, убрать надстройки, вывески, провода – почистить, «отредактировать» и получить тот, прежний Ереван, чем я обычно и занимаюсь».

Удивительно, как на его полотнах возрождается именно тот Ереван середины прошлого века, воспоминания о котором бережно хранятся в памяти старожилов: уникальная архитектура розового города, всегда отличавшая его от современных безликих мегаполисов.

Процесс создания картины

Процесс начинается с променада по городу: «Я гуляю, выискиваю места художественно ценные, которые меня интересуют, я их фотографирую, потом уже дома выбираю наиболее удачные кадр и приступаю непосредственно к творческому процессу».

Процесс рисования – это разговор с самим собой, отмечает художник. «Человек в течение жизни периодически познает самого себя, заново с собой знакомится. А потом есть и одно очень важное дело – я ведь рисую наш город, и познаю его в мельчайших деталях. Удивительно что когда проезжаю по городу, я постоянно выделяю «собственные» части Еревана, навсегда поселившиеся в моих картинах и моем сердце».

Минута славы немолодого человека, но молодого художника

Художник признается: впервые ощутил интерес к своим работам в багетной мастерской, куда он отнес картину, чтобы заказать раму. Любопытство незнакомых людей настолько смутили Александра, что он… отказался от авторства.

«Это было странное чувство для «молодого художника», радостное и волнительное, и я вышел оттуда окрыленный. Это было хоть и маленькое, но признание».

А потом было много новых картин и его первая выставка, организованная дочерью художника и ее подругами. Выставка, к тому же, была благотворительной: часть средств от продажи картин пошли на помощь семье, погибшего во время Апрельской войны военнослужащего. И на выставке всего за один вечер продалось большое количество картин.

После была вторая персональная выставка, в арт-галерее «Далан».

Так Картины начали свое путешествие по разным странам. Они пополнили коллекции любителей искусства во Франции, России, Бельгии, Люксембурге,Канаде, США и пр.

С картинами художнику приходится расставаться с долей сожаления. «Но когда люди приходят выбирать картину, я надеюсь что она попадает в хорошие руки».

Таких картин, с которыми художник не может расстаться, почти нет: «Все на самом деле закономерно: картины должны иметь традиционное продолжение своей судьбы – один человек нарисовал, другой человек купил и повесил у себя дома. По-моему, это нормально. Вообще, хорошо, когда ко всему относишься без фанатизма, в том числе и к тому, что делаешь».

Бывают также картины, которые так и остались незавершенными, не получившимися – сколько их не переделывай. Они обычно мирно почиют в уголке. «У картины, как и у человека, есть своя судьба – счастливая и не очень».

А когда картина считается уже завершенной? «Это уже такое особое чувство – «дзинь!» - и картина говорит: больше не подходи ко мне, и я с ней соглашаюсь».

Отдельная глава творчества – прикладные работы художника, изготовленные в основном из дерева, которым он, в силу их необычности, не может дать определения – это не скульптуры, а скорее элементы арт-дизайна. Причудливые рыбы сделаны из дерева, кожи, металла: для их отделки использованы самые разные материалы – от старинных пуговиц до найденных на земле давно утративших свой первоначальных вид и назначение предметов… И тем не менее, они поражают воображение с первого взгляда – своей непривычностью, оригинальностью, оставляя самые яркие впечатления…

И в завершении нашей беседы на мой вопрос о мечте художника, мой собеседник, подумав, сказал мне с улыбкой: «Мечта художника – получать удовольствие и от процесса, и от результата».

Отмечу, что 15 апреля в Российско-Армянском университете в рамках проекта «Арт-Арквариум» октрылась персональная выставка работ художника Александра Мкртчяна - «Ласковый город».«Надеюсь, что выставка поможет учащимся по-новому взглянуть на знакомые уголки нашего города. Роль искусства в том и заключается, чтобы вызывать чувства, переживания, воспоминания, то есть пробуждать какие-либо эмоциональные позывы».

Автор статьи: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть