Непонятый гений Паулы Беккер: при жизни немецкой художнице удалось продать всего три картины, а посмертно – обрести международное признание - RadioVan.fm

Онлайн

Непонятый гений Паулы Беккер: при жизни немецкой художнице удалось продать всего три картины, а посмертно – обрести международное признание

2019-03-29 13:58 , Культура, Шоу бизнес, 2173

Непонятый гений Паулы Беккер:  при жизни немецкой художнице удалось продать всего три картины, а посмертно – обрести международное признание

Паула Модерзон-Беккер (нем. Paula Modersohn-Becker) (1876— 1907) — немецкая художница, известная представительница раннего экспрессионизма. За неполные 14 лет своей творческой деятельности Модерзон-Беккер написала 750 полотен, около 1000 рисунков и 13 офортов, вобравших в себя основные направления искусства начала XX столетия.

Паула родилась в Дрездене. Ее отец был инженером, а мать происходила из дворянской семьи фон Бюльтцингслёвен. Родители все силы отдавали на то, чтобы трое их отпрысков получили хорошее образование и воспитание – но мыслили весьма традиционно, поэтому Пауле предстояло изучать языки и домоводство.

Впрочем, отправившись на обучение в пригород Лондона, деятельная Паула получила начальное художественное образование. После, все еще повинуясь воле родителей, она окончила учительские курсы. В то время девушке не стоило грезить о карьере художницы: государственные академии женщин не принимали.

Однако Паула продолжала писать и посещала все выставки, на которые могла попасть. Однажды ее взгляд задержался на меланхоличном пейзаже, очень свежем в сравнении с пафосными историческими полотнами, которые писали члены художественных академий. Паула ощутила: это именно то, к чему стремится ее душа. Вскоре она приехала в Ворпсведе, чтобы познакомиться с автором, художником Отто Модерзона.

Их первую встречу Паула упоминала лишь вскользь в письме: «Видела Отто Модерзона…». Но когда он, верный муж и отец увидел работы - портреты старух, написанные Паулой Беккер, принадлежащие к числу лучших творений немецкой живописи, а сердце Отто Модерзона с того момента принадлежало странной молодой художнице.

Еще в Ворпсведе Паула познакомилась с Кларой Вестхофф, будущей женой Райнера Марии Рильке. Клара успешно занималась скульптурой, и вместе девушки отправились во Францию, где оказались в самом сердце художественной жизни Европы. Они усердно учились и так же усердно вбирали в себя опыт других художников, прислушивались к дискуссиям, заводили знакомства… Там, на Всемирной выставке в Париже, состоялась новая встреча Паулы и Отто Модерзона.

Отто получил печальное известие с родины, скончалась его жена. Он спешно вернулся в Германию, но уже через три месяца прервал траур по почившей супруге. Паула и Отто поженились.

Первые три года брака оба они признавали счастливыми – Паула изо всех сил старалась быть хорошей женой и матерью своей приемной дочери, Отто способствовал творческой самореализации жены. В то же самое время Паула переживает первый творческий кризис, осознавая ограниченные возможности пейзажной живописи.

Она все больше обращается к живописи портретной, преодолевая художественный язык, перенятый ею в Ворпсведе, многократно пишет свою приемную дочь Эльсбет на фоне немецкой природы, автопортреты. Такие изменения встречают непонимание Отто Модерзона, в котором она искала родственную душу и абсолютное принятие.

Одиночество Паулы, чьи работы практически не выставляются, становится удушающим. Она пишет: «Мой опыт говорит, что замужество не делает более счастливой. Оно отнимает иллюзию, питавшую раньше всё твоё существо, о существовании родственной души».

Паула болезненно встречает критику Отто, который не понимает, что ранит ее. Он совершенно честно полагал, что лишь помогает раскрыться творческому гению Паулы. Спустя несколько лет он признается, что многое черпал из ее работ и, вспоминая свои былые «советы», скажет: «Она была во всем, во всем права».

В новом творчестве Паулы суровость немецкой живописи сочетается с экспериментальностью французской, она противопоставляет себя всем – академии, любым художественным направлениям. Грубые мазки, стертые тона, утрированные черты, образ как глубокий символ, глубокие душевные переживания – все это отличает живопись Паулы. Частым мотивом ее творчества было материнство.

Паула мечется между желанием обрести былую свободу и любовью к Отто. В конце концов она отправляется в Париж, и с тех пор ее поездки туда становятся регулярными. Она надеется обсудить свои новые идеи с четкой Рильке, однако становится свидетельницей разлада в отношениях между Кларой и Райнером и сбегает в Лувр, где исследует античные и египетские фрески.

В последующей поездке после долгих убеждений к ней присоединяется Отто, но радость Паулы омрачена его ревностью к французскому искусству, которое так увлекает молодую художницу. Ее живопись становится ярче, жестче, контрастнее.

Работы фовистов вдохновляют ее на создание натюрмортов – ранее Паула писала преимущественно примитивистские фигуры людей, в основном женщин и детей. Рильке убеждал ее участвовать в выставках и приобрел одну ее работу, но Паула отказалась представлять свое творчество на суд публики, считая себя еще недостаточно опытной.

Очередная ее поездка стала внезапной – устав от удушающего быта, Паула бросила мужа и оборудовала себе мастерскую в Париже. Отто умолял ее вернуться, но она была непреклонна. Тогда он убедил ее принимать от него материальную помощь. Паула поселилась на Авеню дю Мэн и полностью отдалась искусству.

Спустя год состоялось их примирение. Художница забеременела. Паула хотела ребенка, но послеродовая эмболия убила ее. «Как жаль…» - произнесла она перед смертью.

Отто Модерзон после смерти Паулы снова обретет счастье в браке, однако до конца дней будет заботиться о творческом наследии покойной жены. Пришедшие к власти в Германии нацисты наградят его медалью, а ее работы конфискуют как «дегенеративное искусство», однако многое удастся сохранить. Дочь Паулы, Тилле, впоследствии создаст фонд имени своей матери.

Менее чем за четырнадцать лет своей творческой карьеры Паула Модерзон-Беккер написала семьсот пятьдесят картин, выполнила около тысячи рисунков и тринадцать офортов. При жизни ей удалось продать всего три картины. Посмертно художница обрела международное признание и стала первой женщиной, которой был посвящен музей – постоянная экспозиция работ художницы, не выставлявшейся при жизни, открыта в Бремене благодаря другу ее семьи, художнику Бернхарду Хётгеру.

Источник – kulturomania.

Лента

Рекомендуем посмотреть