Афиши и иллюстрации с прекрасными женщинами Альфонса Мухи сегодня известны во всем мире. Хотя его талант, увы, не всегда давал пропуск к признанию. Альфонсу Мухе помог случай. Скромный иллюстратор оказался в нужное время в нужном месте. Как именно чешскому художнику удалось добиться успеха в Париже и какую роль в этом сыграла знаменитая актриса Сара Бернар?
Альфонс Мария Муха был чешским художником-модернистом и декоратором, наиболее известным своими изображениями женщин. Он создал много картин, иллюстраций и дизайна рекламы. На родине он работал декоративным живописцем (готовил театральные декорации), а затем в 1879 году переехал в Вену, чтобы работать в ведущей венской театральной дизайнерской компании, параллельно продолжая свое художественное образование. Альфонс Муха переехал в Париж в 1887 году и продолжил свое обучение в Академии Коларосси, одновременно работая над журнальными и рекламными иллюстрациями. Эти навыки впоследствии очень помогли Мухе выполнить свое знаковое и решающее в карьере произведение.
Альфонс Муха в своей мастерской
В Париже все и случилось: самую влиятельную роль в карьере художника Альфонса Мухи сыграла известная парижская актриса Сара Бернар. Выполненная афиша к пьесе «Жисмонда» сделала его знаменитым. Муха сделал огромный скачок вперед и как мужчина, и как профессиональный художник благодаря сотрудничеству и дружбе с величайшей сценической личностью эпохи.
Сара Бернар
Муха впервые встретился с Бернар в конце 1894 года. Легенда гласит, что в день Святого Стефана (26 декабря) Муха, в то время скромный иллюстратор, помог своему коллеге исправить недочеты в типографии Лемерсье. И в тот самый момент знаменитая актриса позвонила в типографию со срочной просьбой подготовить афишу для ее пьесы. Поскольку, по счастливому стечению обстоятельств, все художники были в отпуске, Муха взял эту задачу на себя. Несмотря на отсутствие опыта в создании плакатов, Муха воспользовался этой возможностью, и, к его собственному изумлению, «Божественная Сара» восхитилась результатом.
Утром 1 января 1895 года по всему Парижу были расклеены плакаты «Жисмонды», и они произвели революцию в дизайне афиш. Длинная узкая форма, тонкие пастельные тона и неподвижность фигуры почти в натуральную величину привнесли ноту достоинства, новизны и свежести в традиционный дизайн плакатов. Афиши с Бернар моментально стали желанным приобретением для коллекционеров, многие из которых использовали самые различные методы для их покупки (дело доходило даже до того, что коллекционеры выходили на улицы ночью и срезали их со щитов). Эта работа моментально сделала Муху едва ли не самым популярным художником в Париже.
«Жисмонда»
Обрадованная успехом «Жисмонды», Сара Бернар предложила Мухе контракт на изготовление сценических и костюмированных нарядов, а также постеров. В соответствии с этим контрактом, Муха выпустил еще ряд постеров для постановок Бернар: «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет». Муха применил к этим плакатам тот же принцип дизайна, который он разработал для «Жисмонды» - современный модерн, использование удлиненного формата с единственной стоящей фигурой актрисы, помещенной в неглубокий разъем. Это помогло создать целостный бренд Бернар, благодаря которому она стала узнаваемой на международной арене.
Сотрудничество между Мухой и Сарой Бернар было взаимовыгодным. Плакаты Мухи увековечили «божественный» образ актрисы, закрепив ее культовый статус. А сама Бернар была настолько очарована работой Мухи, что после 1896 года его плакаты рекламировали все американские туры актрисы. Безусловно, это благотворно способствовало работе Мухи, помогло ему подняться по карьерной лестнице и получить лавры славы.
P. S.
Всемирная выставка 1900 года в Париже окончательно популяризовала «стиль Мухи» по всему миру. А сам Муха говорил: «Я думаю, что экспозиция внесла важный вклад в привнесение эстетических ценностей в декоративно-прикладное искусство».