Эталон стиля модерн: истории из жизни Альфонса Мухи – художника-сенсации - RadioVan.fm

Онлайн

Эталон стиля модерн: истории из жизни Альфонса Мухи – художника-сенсации

2020-07-24 19:09 , Минутка истории, 4932

Эталон стиля модерн: истории из жизни Альфонса Мухи – художника-сенсации

Творчество чешского художника Альфонса Мухи — эталон стиля модерн. Плавные, текучие линии, прекрасные женщины, смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров, выразительные обрамления в виде арок и цветочных гирлянд — все это знаменитый «стиль Мухи», такой узнаваемый, такой притягательный. В день рождения художника вспоминаем о самых ярких страницах его жизни.

Божественное провидение

В детстве будущий художник проявил замечательный талант к пению и в 12 лет стал певчим в хоре мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, а пенсион дал ему возможность параллельно обучаться в гимназии. Через пять лет юношу исключили за неуспеваемость. Опечаленный этим событием, Альфонс поехал домой в Иванчице, а по дороге заехал навестить друга, который жил в городке Усти-над-Орлице. Что привело Муху по своды местной церкви святого Вацлава? Желание покаяться в грехах? Успокоить ум и чувства перед неприятной встречей с отцом? Этого мы уже не узнаем. Но именно здесь он увидел фреску, написанную местным художником Яном Умлауфом (1825−1916), выполненную в традиции чешского барокко. Осознание того, что его современник, художник, способен зарабатывать на жизнь живописью, подтолкнуло Альфонса Муху к осуществлению давней мечты — он решает стать профессиональным художником.

Альфонс Муха. Хоровое общество моравских учителей, 1911г

Год спустя, после неудачного поступления в Пражскую академию искусств, Муха некоторое время служит писарем в родном городе, совмещая любовь к театру и рисованию с работой. В 1879 году 19-летний Муха становится учеником художника-декоратора в венской театральной компании Kautsky-Brioschi-Burghardt.

Альфонс Муха. Гора Св. Адальберта, 1892г

Истоки стиля

По вечерам, когда театр зажигал огни рампы, Альфонс Муха посещал вечерние художественные курсы или шел смотреть очередную выставку современного искусства. Особенно нравился Мухе художник Ганс Макарт (1840−1884), признанный лидер художественной жизни Вены.

Ганс Макарт. Охота Клеопатры на Ниле, 1876г

Помимо живописи, Макарт, которого называли «волшебником цвета», мастером аллегории и исторического жанра, занимался дизайном интерьеров, мебели, костюмов, его работы украшали многие общественные места. Он был настолько популярен, что его стиль, основанный на дизайне и эстетизме, так и называли — «стиль Макарта».

Ганс Макарт. Дамы и фрукты

Судьбоносный портрет

В 1881 году венский Рингтеатр, основной заказчик театральной компании Kautsky-Brioschi-Burghardt, сгорел. Это трагическое событие потрясло Альфонса, и после роспуска мастерской он с легким сердцем и пустым кошельком покинул Вену. Муха сел на поезд и уехал на север — настолько далеко, насколько хватило денег на билет. Городок Микулов, расположенный между Веной и Брно, стал его следующим прибежищем. Скудные заказы на портреты местных буржуа, театральные декорации и даже оформление кладбищенских надгробий — Муха брался за любую работу. Кто знает, как бы повернулась дальнейшая судьба художника, если бы не конфуз?

Альфонс Муха. На берегу, 1900г

В местной книжной лавке Муха поместил на продажу портрет с весьма занятной подписью: «За пять гульденов в отеле «У льва»», имея, конечно же, ввиду, что любой желающий может сделать у него заказ портрета за эту цену. Однако недвусмысленность подписи и изображения — а на портрете красовалась жена местного врача — привлекла внимание графа Эдуарда Куэна Беласи. В итоге он познакомился с Мухой, оценил его талант, и сделал заказ: поручил создать серию фресок для его резиденции в замке Эммахоф, а позже — росписи в родовом замке в Тироле. Благодаря покровительству графа (Беласи был художником-любителем) Муха вместе с ним посетил Венецию, Флоренцию и Милан, где часами пропадал в музеях и был представлен многим художникам. В сентябре 1885 года Альфонс Муха приехал в Мюнхен. Граф оплатил его обучение в Академии художеств, а позже — учебу в Академии Жюлиана и Академии Коларосси в Париже.

Париж: иллюстрации, фотографии и фисгармония

Альфонс Муха начал свою карьеру во французской столице, иллюстрируя популярные журналы. В 1890 и 1891 годах он работал на еженедельный журнал La Vie, печатавший романы с продолжением, и вскоре его работа попала на обложку издания. Для Le Petit Français Illustré он изображал драматические исторические сцены. Возросший доход позволил Мухе приобрести вожделенную фисгармонию и снова заняться музыкой.

Студия Альфонса Мухи на улице Валь-де-Грас, 1896г

Еще одним увлечением художника стала фотография. Муха купил свою первую фотокамеру, способную делать снимки 10×15 см, и стал использовать ее не только для съемки себя и друзей, но и фотографирования моделей в нужных ему позах.

Не конкурента, но замечательного помощника видел в фотокамере Муха. Художник сам проявлял негативы и наносил на небольшие отпечатки карандашную сетку, чтобы впоследствии перевести изображение в более крупный формат по клеточкам. Фотоархив Мухи насчитывал более полутора тысяч отпечатков, экспонированных пластин и негативов.

Великая Сара Бернар

Знаменитая актриса Сара Бернар после очередного мирового турне вернулась в Париж и решила вложить деньги в собственный театр. В 1893 году она заплатила 700 тысяч франков за Театр Возрождения (Théâtre de la Renaissance) и следующие шесть лет была его художественным руководителем и ведущей актрисой. Бернар вникала во все мелочи театральной жизни, и однажды столкнулась с проблемой: для возобновленного показа спектакля «Жизмонда» не были вовремя заказаны афиши. Обнаружилось это на второй день после Рождества, и вышло так, что в типографии Лемерсье от «горящего» заказа отказались все, кроме Альфонса Мухи.

Альфонс Муха. Афиша к пьесе «Жисмонда» с Сарой Бернар, 1894г

Ради «божественной Сары» можно было поработать и в праздники. Художник взял в аренду цилиндр и смокинг, отправился в театр на спектакль, засел за работу и выполнил заказ за сутки. Результат привел в ужас де Брунхоффа, руководителя типографии Лемерсье, и в восторг — саму Сару Бернар. Пятидесятилетняя актриса предстала перед зрителями в полный рост — прекрасная женщина, полная сил и жизни, истинный объект восторга и почитания.

Альфонс Муха. Медея, 1898г

Как писал журналист Жером Дусе, «это триумф шелка, золота и драгоценных камней, это богатство, брошенное на сомнительную белизну стен нашего города».

Альфонс Муха. Плакат «Гамлет, Принц Датский», 1899г

После знакомства Сара Бернар предложила Мухе контракт, по которому он становился декоратором и художником по костюмам в Театре Возрождения, а также создателем всей печатной продукции, включая афиши и буклеты. Ежемесячный гонорар Мухи был очень щедр — 3 тысячи франков, плюс полторы тысячи за каждую новую афишу.

Альфонс Муха. Дама с камелиями. Рекламный плакат для Сары Бернар, 1896г

Размеры афиш в исполнении Мухи были огромными, вытянутыми на японский манер — два метра в высоту, и печатались они на двух листах. Потрясающая красота афиш, изображавших знаменитую актрису, привела к тому, что после очередной расклейки поклонники аккуратно обрывали или срезали замечательные литографии с афишных тумб.

Альфонс Муха. Афиша для Сары Бернар «Самаритянка», 1897г

Это натолкнуло Сару Бернар на удачный финансовый ход, и после очередного тиража часть афиш оставляли в театре для продажи коллекционерам — на них было выручено около 130 тысяч франков.

Автопортрет в ателье на улице Валь-де-Грас. Альфонс Муха. 1896−1897гг

Художник-сенсация

Сотрудничество с Сарой Бернар вознесло Альфонса Муху на самые вершины парижского мира иллюстрации и дизайна. Он стал практически воплощением стиля модерн, его квинтэссенцией. Параллельно с работой в театре художник разрабатывал этикетки и рекламные плакаты, календари и упаковки для самой разнообразной продукции. Духи и мыло, печенье и папиросная бумага, обивочные ткани, сигареты, шампанское…

Альфонс Муха. Реклама мыла Bagnolet, 1897г

Альфонс Муха. Реклама печенья Флирт Лефевр, 1899г

Альфонс Муха. Рекламный плакат выставки «Салон Ста», 1896г

Альфонс Муха. Рекламный плакат «Питание Нестле для детей грудного возраста», 1897г

По эскизам Мухи был расписан кафель в ванных комнатах «Восточного экспресса». Роскошные «женщины Мухи» с легкостью продавали практически любую продукцию. Его личный стиль был настолько узнаваем, что его так и называли — «стиль Мухи».

Альфонс Муха. Рекламный плакат «Пиво из Мааса», 1897г

С 1896 года Муха в сотрудничестве с типографией Фердинанда Шампенуа разрабатывает серии декоративных панно в формате квадриптиха, из которых наибольшую популярность получили «Четыре времени суток», «Четыре цветка», «Четыре времени года». Коллекционеры мечтают заполучить очередные работы. Муха работает в поте лица до глубокой ночи — всего было создано около 50 художественных серий.

Альфонс Муха. «Четыре времени суток»

Шампенуа печатает дешевые и дорогие варианты популярных панно, выпускает около 150 почтовых открыток, на которых работы Мухи, воплощение всей роскоши Belle Époque, буквально разлетаются по миру. Несмотря на возросшие доходы (гонорар «от Шампенуа» — 4 тысячи франков в месяц!), художник не знал покоя. Многое он просто не успевал физически, а ведь надо было уделить время и гостям! В новую студию Мюша, как его называли на французский лад, приходили решительно все: друзья-художники и модели, издатели и торговцы, здесь же проводились спиритические сеансы.

Альфонс Муха. «Луна и звезды»

Актриса, художник и ювелир

В 1898 году молодой парижский ювелир Жорж Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Особое внимание Фуке привлек браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи. Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.

Жорж Фуке. Золотой браслет «Медея» с кольцом. 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония

Фуке предложил Альфонсу Мухе сотрудничество — и художник согласился. По его эскизам создавались браслеты, подвесы, броши. В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза», и для этого образа Альфонс Муха создал прекрасный дизайн — тиару с лилиями и подвеску. Украшения по его эскизам украсили стенд дома Фуке на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Диадема «Принцесса Греза», 1890-е. Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы.

Подвеска «Принцесса Греза» по эскизу Альфонса Мухи. 1900. Бронза, позолота. Фонд А. Мухи, Прага

Альфонс Муха. «Сара Бернар», 1896г

Венцом сотрудничества Фуке и Мухи стал дизайн нового ювелирного салона в стиле ар-нуво, который открылся на улице Руаяль в 1901 году. Публика была в восторге: фасад украсили роскошные «женщины Мухи», интерьер был наполнен декором с цветочными и природными мотивами. Камин, фонтан, изысканная мебель, бронзовые скульптуры, оригинальные витрины, витражи, мозаичный пол…

Когда модерн вышел из моды, Жорж Фуке бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году всю эту роскошь получил в подарок парижский музей Карнавале. В 1989 году в одном из залов музея интерьер ювелирного дома Фуке, разработанный Альфонсом Мухой, был воссоздан до мельчайших подробностей.

Любовь не только к родине

Любовь всей своей жизни Муха обрел на родине. Причем, как пишут, не по своей инициативе: молодая девушка, чешка по национальности, увидела художника, бывшего старше ее на 20 лет, в пражском Национальном театре. Импозантный мужчина привлек ее внимание: Мария добивается новой встречи и знакомится с мастером, который давно мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Она позирует, он называет ее на чешский манер «Марушкой» и считает всех женщин, бывших с ним до нее — «чужими».

Альфонс Муха Портрет Марушки, жены художника, 1905г

По духу, по склонности, по влечению. Муха пишет возлюбленной: «Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…».

У четы рождаются дети: Ярослава и Иржи.

Ярослава и Иржи с мамой, супругой Мухи Марушкой

Чешская независимость и «муховки»

Альфонс Муха родился в самый разгар возрождения чешского национального самосознания и вырос ярым сторонником независимости и самоопределения своей родины. В 1918 году художник принял срочный заказ первого правительства независимой Чехословакии на разработку новых банкнот, а также герба, правительственных бланков и почтовой продукции. 15 апреля 1919 года была выпущена первая банкнота достоинством 100 чешских крон, позже были отпечатаны банкноты номиналом в 10, 20, 50, 100 и 500 крон.

Огромное количество сложных узорных комбинаций говорит о том, что Муха стал одним из первых художников-бонистов, который уделял большое внимание защите купюр от возможной подделки. Чехам очень понравились новые деньги, которые в честь их создателя в народе называли «муховки».

«Славянская эпопея» — главный проект художника

Над грандиозным циклом картин «Славянская эпопея» Альфонс Муха трудился около 20 лет и впервые обнародовал его в полном объеме в 1928 году, во время празднования 10 годовщины независимости Чехословакии. В него вошли батальные сцены, исторические и религиозные эпизоды из общего прошлого чехов, русских и болгар. Средства для реализации проекта предоставил Мухе американец-славянофил Чарльз Крейн, и, по взаимному согласию, все работы были переданы в дар чешской столице — Праге.

Альфонс Муха работает над «Славянской эпопеей», 1920г

…Для создания столь масштабной работы Мухе требуется поистине огромная студия. После усиленных поисков в 1911 году художник находит подходящее помещение. Это замок Збирог, расположенный между Прагой и Пльзенем. Перестроенный из старой крепости эксцентричным немецким магнатом, замок Збирог представлял собой строения в стиле нового ренессанса. А главное — там были подходящие залы: для «Славянской эпопеи» Муха приобрел холсты максимально возможного размера — 6×8 метров.

Альфонс Муха. Славяне на своей земле, 1912г

Семья художника — любимая жена и модель Мария Хитилова и дети, дочь Ярослава и сын Иржи — поселилась в задних покоях пустующего замка. После долгих консультаций с ведущими историками и поездок в Польшу, Галицию и Россию, на Балканы, в монастыри Греции, вооружившись фактами, фотографиями и зарисовками, Альфонс Муха приступает к работе над главным трудом своей жизни.

Альфонс Муха Введение славянской литургии. Из серии «Славянская эпопея», 1912г

Десять полотен Муха посвятил истории Чехии, остальные десять — истории других славянских народов. Исторические сцены переплетаются с мифологическими видениями, патетика перемежается драматизмом.

Альфонс Муха. Славянский эпос. Отмена крепостного права на Руси, 1914г

Альфонс Муха. Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах. Серия Славянская эпопея, 1914г

Ежедневно художник проводит по 9−10 часов на лесах, а жители деревни Збирог принимают в работе над полотнами самое непосредственное участие на протяжении 18 лет — позируют художнику в исторических доспехах и костюмах. Моделью для многих женских персонажей была любимая жена Мухи, Марушка, часто позировали дочь и сын.

Альфонс Муха. Гуситский король Иржи Подебрадский. Цикл Славянская эпопея, 1923г

Альфонс Муха. Святая гора Афон, 1926г

«Целью моих произведений не было разрушать, а всегда только строить, возводить мосты, так как мы все должны питать надежду, что человечество сблизится. И это сближение будет происходить тем быстрее и проще, чем больше люди узнают друг о друге» — писал Альфонс Муха о своей главной художественной работе. Но следует ли винить современников в том что сближает их не только социальный посыл главного труда жизни мастера, «Славянская эпопея»? Для нас Альфонс Муха был и остается великим художником модерна, создателем замечательной галереи женских фантазийных портретов, которые делают повседневную жизнь более нарядной и эстетичной.

Источник – artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть