«Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость», - именно эти словам одного из основоположников абстрактного искусства Пита Мондриана характеризуют последний период его творчества. Через острые углы кубизма он пришел к собственному стилю уже в зрелые годы и творил до последней минуты.
Картину «Композиция №10: Пирс и океан» Мондриан написал в период, когда находился в вынужденной изоляции. В Европе бушевала Первая мировая, из-за чего художник не имел возможности возвратиться в свою любимую Францию из Нидерландов.
Кажется, его раздражало всё: отсутствие привычного ритма жизни, однообразные пейзажи, но больше всего – голландские коллеги-художники, которые, как считал Мондриан, застыли, словно мухи в янтаре, в своих техниках и стилях. Не находя понимания и поддержки и отчаявшись окончательно, Мондриан отправляется в провинцию Зеландия на юго-западе Нидерландов и поселяется у моря. Его дни проходят в полном уединении. Кажется, что в то время море полностью поглотило все его мысли и даже переселилось на его холсты.
Так провинция Зеландия выглядит в наши дни
На протяжении столетий художники изображали на картинах морские пейзажи, а зрители восхищали глубиной цвета и игрой. Многие из мастеров стремились как можно более точно передать движение морских волн, живость и динамику воды. Мондриан сделал невозможное – он сумел изобразить море при помощи только двух цветов и пересечения горизонтальных и вертикальных линий.
Пит Мондриан. «Композиция №10: Пирс и океан»
«Композиция №10» на первый взгляд может показаться неким нагромождением прямых линий, которые хаотично разбросаны рукой художника по овальному полю. Но если посмотреть на картину издали, отчётливо различаешь пирс, уходящий в сторону, и неспокойную воду. Неким поразительным образом Мондриан удалось такими, казалось бы, скупыми выразительными средствами передать динамичность морского пейзажа. Кстати, именно для этой работу художник сделал множество набросков на пленэре.
Незадолго до своей смерти художник рассказывал, что «Композиция №10» полностью отражает его теософские воззрения. Вертикаль и дерево – символы мужского начала, а горизонталь и море – женского. А картина – отражение амбивалентности каждого человека, в котором соседствуют женская и мужская части.
По материалам kulturologia.