Имя Пита Мондриана чаще всего упоминается в связке с двумя другими знаменитыми абстракционистами – Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Однако Мондриана отличает одна интересная особенность. Несмотря на то, что большинство его работ исследованы вдоль и поперек, и о них написана масса научных трудов, о том, какой была личная жизнь художника, до сих пор можно только догадываться. Известна разве что география его перемещений по миру в течение жизни. А вот в остальном… Мондриан не писал портретов своей семьи, не был замечен в каких бы то ни было отношениях с женщинами (с мужчинами, впрочем, тоже). В его жизни было довольно много друзей-коллег, но, похоже, отношения с ними художник строил и поддерживал исключительно в контексте живописи, за пределами которого ему вполне хватало собственного общества. Если рассматривать личность Мондриана с точки зрения столь любимой им теософии (согласно которой в каждом человеке присутствуют мужская и женская натуры), можно предположить, что в его случае две противоречивые части настолько мирно и гармонично уживались друг с другом, что кто-то третий был им просто не нужен.
Питер Корнелис Мондриан родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте в протестантской семье. По всей видимости, свое предназначение он осознал очень рано, потому что рисовать Пит начал еще в детстве и не прекращал до самой смерти. Первыми живописными наставниками мальчика стали его отец Питер Корнелиус и дядя Фриц Мондриан. В 1892 году молодой художник начал обучение в Академии изящных искусств в Амстердаме, перед этим по настоянию семьи получив образование учителя начальной школы.
Долгие годы Мондриан писал в техниках, в которых работали многие его современники. В его ранних полотнах нет практически ничего, что указывало бы на тот неповторимый стиль, который через 20 лет станет определяющим для его творчества.
Пит Мондриан. Ветряная мельница в солнечном свете, 1908г
Работы этого периода натуралистичны, в них ощущается влияние импрессионизма (позже его вытеснят фовизм и пуантилизм). Единственное, что можно четко проследить, - это тяготение Мондриана к определенным цветам: красному, синему и желтому («Мельница в солнечном свете», 1908, «Маяк в Весткапелле», 1909, «Амариллис», 1910).
Пит Мондриан. Амариллис на синем фоне, 1910г
«Точкой невозврата» в творчестве Мондриана становится картина «Эволюция» (1910-1911), которую он пишет незадолго до переезда в Париж. В это время художник открывает для себя учение Елены Блаватской и становится членом голландского Теософского сообщества. С этого момента все работы Мондриана посвящены единственной цели – поиску Абсолюта, тайного духовного знания, способного дать человеку наиболее полное и ясное понимание окружающего мира.
Пит Мондриан. Эволюция, 1911г
В 1914 году Мондриану приходится покинуть Париж и отправиться в Нидерланды, чтобы навестить больного отца, прикованного к постели. В это же время на Европу обрушивается Первая Мировая война, и художник вынужден вопреки своим желаниям три года провести в родных краях. Мондриан прожил в Париже совсем недолго, но мировая столица искусства успела очаровать его и незаметно впрыснуть яд творческой свободы. Художник тяготился необходимостью оставаться в Голландии, предпринимал неоднократные попытки вернуться во Францию, но в конце концов сдался и решил… переждать войну вдали от людей, поселившись на берегу моря.
В этот период художник, тем не менее, знакомится с голландскими коллегами, в частности, Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком, и присоединяется к знаменитой группе «Стиль». Мондриан очень символически ставит точку в фигуративной живописи с помощью последнего автопортрета и полностью посвящает себя живописи абстрактной.
Пит Мондриан. Автопортрет, 1918г
В 1919 году он, наконец, получает возможность вернуться во Францию. С этого момента в работах художника остаются лишь прямые горизонтальные и вертикальные линии, три основных цвета – красный, синий и желтый, и три «не-цвета» (как он сам их называл) – черный, белый и серый. Существует легенда, согласно которой Мондриан оборвал все связи с группой «Стиль» после того, как Тео ван Дусбург предложил ему использовать еще и диагональные линии. Даже в его знаменитых ромбических работах по сути нет никаких диагоналей, а открытые контуры картин предполагают продолжение движения во все стороны.
Пит Мондриан. Ромбическая композиция №3. Линии с синим, серым, желтым
В 1937 году работы Мондриана оказались среди экспонатов выставки «Дегенеративное искусство», пометившей многих авангардистов незримым клеймом опасных изгоев, подлежащих уничтожению. Как это ни парадоксально, именно эта выставка обеспечила Мондриану и другим «неправильным» художникам неслыханное количество зрителей, о котором в другое время и при других обстоятельствах они могли бы только мечтать. За без малого четыре года «Дегенеративное искусство» в разных городах посетили около трех миллионов человек.
Это, впрочем, было бы слабым утешением для Мондриана, который ощутил нависшую над ним опасность. Понимая, что в Европе он уже не сможет свободно писать и выставляться, и элементарно спасаясь от угрозы собственной жизни, художник (как и многие его коллеги в то время) в 1938 году отправляется сначала в Лондон, а затем – в Нью-Йорк. Из-за океана фашизм казался уже не таким страшным.
Кроме того, Мондриана полностью захватила жизнь в Нью-Йорке с его сумасшедшим ритмом жизни, постоянным движением, безумной музыкой и самыми смелыми экспериментами во всех видах искусства. Переезд художника в Штаты становится отправной точкой для нового этапа в его творчестве. Начиная с первой же работы, написанной здесь («Нью-Йорк 1», 1942), он перестает использовать черный цвет.
Пит Мондриан. Нью-Йорк 1, 1942г
Полотна Мондриана больше не являются лишь пронумерованными «композициями», в них появляются география, музыка, ритм («Бродвей буги-вуги», 1942-1943), они приобретают глубину, настроение, узнаваемые мотивы.
Пит Мондриан. Бродвей буги-вуги, 1943г
Над картинами нью-йоркского периода художник работал долго, периодически дополняя и перерабатывая их. Например, благодаря обнаруженному в 2008 году единственному видеоролику с Мондрианом и двухлетнему исследованию работы «Победа буги-вуги» (1944) выяснилось, что полотно было создано за одну сессию. Но уже перед самой своей смертью художник внес в него радикальные изменения с помощью кусочков цветной клейкой ленты.
В лице американцев Мондриан нашел благодарную публику, которая приходила в восторг от его работ. Не последнюю роль в этом сыграла знаменитая меценатка Пегги Гуггенхайм, выставлявшая полотна художника в своей галерее. Искушенным нью-йоркским критикам и журналистам только и оставалось, что обсуждать картины Мондриана, потому что в остальном его жизнь была удивительно скучной. Он не давал поводов посплетничать о своих романах или сексуальной ориентации, не устраивал скандалов и эпатажных выходок, не нуждался в алкоголе или наркотиках, чтобы писать. Даже смерть его была вполне обыденной и более чем «достойной»: Пит Мондриан умер от пневмонии в возрасте 71 года, оставив будущих биографов в полном отчаянии и недоумении.
Вряд ли Пит Мондриан, все мысли которого были заняты Абсолютом, мог предположить, что много лет спустя в его работах будут черпать вдохновение люди, работающие в самых разнообразных сферах. Пожалуй, началось все со знаменитой коллекции платьев «Мондриан», созданной Ивом Сен-Лораном в 1965 году (одно из них теперь хранится в Музее Виктории и Альберта).
Строгие и лаконичные наряды, расчерченные широкими черными линиями, единственным украшением которых были яркие сегменты чистых цветов, стали настоящей сенсацией в мире моды. Дальше – больше. В честь художника были названы два языка программирования («Пит» и «Мондриан»), его картины вдохновляли музыкантов на написание целых альбомов и съемки видеоклипов. Особенно узнаваемый мондриановский стиль полюбился дизайнерам интерьеров и мебели.
Всё это (кроме, пожалуй, систематизированных и упорядоченных языков программирования) вряд ли понравилось бы самому художнику и польстило его самолюбию.
Что уж говорить о кроссовках, пирожных и дизайне ногтей «имени Мондриана». Бесконечное количество раз растиражированные образы и стиль давно перестали нести в себе идеи художника, став скорее данью уважения поп-арту и оставив Мондриана в стороне.
По материалам artchive.