Обращаясь к армянской истории, Гакстгаузен проводит сравнение между армянами и евреями.
«У армян особенно сильна внутренняя национальная связь. Большая часть народа разбросана по трем частям земли; но нигде не изглажена их национальность, нигде она не сливалась с народами, посреди которых проводит жизнь. В этом отношении их можно сравнить с евреями, величайшей загадкой всемирной истории — вечным народом Божиим, неразрушимым человеческими силами, потому что они отмечены Божьей рукой. У евреев устройство религиозное служит и устройством политическим; оно имеет такую духовную силу, что в продолжение почти 2000 лет соединяет разбросанных членов без видимого средоточия, без славы. И у армян религиозное устройство составляет сильнейшее начало национальности. Армяне имеют преимущество внутренней силы действительного отечества, родины, откуда вышли и в которую могут возвращаться, и в этой родине, религиозное средоточие — Эчмиадзинский патриархат.
Патриархальная национальная связь армянского народа отражается в малом мире народа — в семействе. Мне неизвестен народ, в котором семейные узы были бы ближе и теснее связаны, как у армян. Пока живы главы семейства, отец или мать, все члены его живут неразлучно, без раздела имения, в безусловной покорности к старшему. Нередко у восьмидесятилетнего патриарха живут три поколения, четыре или пять женатых сыновей от 50–60 лет, внук 30 лет и дети его. Нет раздела, никто не приобретает для себя: труды и выгоды в пользу всей семьи. Есть дворы, на которых семейства состоят из 40–50 душ. Даже братья неохотно разлучаются; обыкновенно по смерти родителей старший брат вступает в права отца. Раздел начинается лишь между внуками».
Вместе с Хачатуром Абовяном Август фон Гакстгаузен совершил поездку в Эчмиадзин, «знаменитый монастырь, ― местопребывание патриарха и средоточие Армянской церкви». В главе, посвященной Эчмиадзину, он рассказывает о монастыре, католикосе Нерсесе, разговоре с ним в Санкт-Петербурге, избрании католикосов в Эчмиадзине и, в особенности, об избрании Нерсеса, устройстве Армянской церкви.
«Вообще Эчмиадзин и патриаршество имеют огромное влияние на национальность и единство армянского народа. Эчмиадзин составляет средоточие, куда стекаются путешествующие, которые, прибыв сюда с берегов Ганга и Инда, Евфрата и Нила, Волги и Невы, братски протягивают друг другу руку, знакомятся и вступают в союз. Из всех сих стран обязаны священники присылать сюда за священным миром, которое имеет право освящать один только патриарх. Таким образом постоянно признается и упрочивается единство национальной церкви. На том месте, где в настоящее время стоит Эчмиадзин, находился за 600 лет до Р.X. сильный город Ардимет-Кагах (город Артемиды) армянского царя Варча. Там, где теперь стоит монастырь, находился языческий храм Кулота, смешанного из персидских и греческих мифов. Анахид, или Артимед (греческая Артемида), и Арамаз (персидский Ормузд) и Мир (персидская Митра) имели здесь свои святыни. По всей стране были рассеяны их жертвенники, обращенные во времена христианства в христианские церкви, подобно тому, как это произошло и в Европе. Основатель династии Аршакидов, Вагаршак, один из величайших царей Армении, возвел город на степень столицы. Царь Вагаршак окружил его во II столетии новыми стенами и назвал Норхахом. Один из Сасанидов, Сапор II, разрушил его в 354 году, в то время, по уверению Фауста Византийца, в нем находилось 19 000 домов. Город не был возобновлен, но деревня и поныне называется Вагаршабад. На пустом месте, где прежде стоял языческий храм, Тиридат Великий и Святой Григорий построили первую христианскую церковь в 309 году и назвали ее Эчмиадзин, т. е. „снисшедший Единородный“. От 529 до 618 года церковь была в развалинах, патриарх Гомидас снова отстроил ее; им построен и каменный купол. Во все последующие времена делались к ней пристройки. Она сильно была разорена Шах-Аббасом; в 1629 году была она совершенно отстроена, в таком виде, в каком находится ныне. С 1446 года Эчмиадзин составляет постоянное местопребывание патриархов».
Эчмиадзинский кафедральный собор. Рисунок из английского издания книги Августа фон Гакстгаузена «Закавказский край» (1854)
В десятой главе своей книги «Закавказский край» Август фон Гакстгаузен приводит множество сведений об истории и культуре Армении. Он пишет о положении армянского народа в отношении к древнейшей истории человеческого рода, русско-армянских отношениях, Лазаревском институте восточных языков в Москве, характере армян, армянском языке, армянской литературе, религиозной и народной поэзии.
«Институт для воспитания молодых армян, учрежденный в Москве в 1815 году армянскими дворянами Лазаревыми, указом 20 ноября 1835 года причислен ко 2-му разряду учебных заведений (гимназиям). В бытность мою в Москве я посещал это заведение. Предмет его вообще — приготовить нравственное и духовное образование армянского народа, а в частности: 1) приготовлять молодых армян к университетам и 2) образовать переводчиков».
Завершив свое путешествие по Армении, Август фон Гакстгаузен из Эривани выехал в Тифлис, где занялся приготовлением к поездке в Осетию.
***
Труд прусского барона Августа фон Гакстгаузена «Закавказский край. Заметки о семейной и общественной жизни и отношениях народов, обитающих между Черным и Каспийским морями», богатый описанием нравов и уклада жизни народов Закавказья, стоит в ряду интереснейших книг по этнографии середины XIX века. «Гакстгаузен представляет собой пример того, как можно восхищаться народами и не способствовать национальной вражде», ― отмечал в письме от 10 декабря 1847 года русский посол в Берлине П. Мейендорф к супруге Николая I, императрице Александре Федоровне.
Август фон Гакстгаузен. Закавказский край. Заметки о семейной и общественной жизни и отношениях народов, обитающих между Черным и Каспийским морями. Источник: armmuseum.