Католикос Геворг IV бросил клич всем армянам с просьбой сообща возвести храм учености: история духовной семинарии Геворгян (часть 3) - RadioVan.fm

Онлайн

Католикос Геворг IV бросил клич всем армянам с просьбой сообща возвести храм учености: история духовной семинарии Геворгян (часть 3)

2023-02-03 21:50 , Минутка истории, 1139

Католикос Геворг IV бросил клич всем армянам с просьбой сообща возвести храм учености: история духовной семинарии Геворгян (часть 3)

Продолжение

Как ни странно, при всех усилиях, которые приложил Геворг IV, из выпускников семинарии в монашество так никто и не пошел, что говорит о том, что в стенах духовного учебного заведения царила мирская атмосфера.

Преемник Католикоса Всех Армян Геворга IV – Макар I Тегутци усилил учительский состав семинарии людьми весьма образованными и широких взглядов. Вести занятия были приглашены А. Наапетян, А. Мандинян, Ф. Варданян, С. Паласанян, М. Палян, М. Орманян.

Архиепископ Магакия Орманян (в миру Погос; 1841–1918), религиозный и общественно-политический деятель, историк, теолог, арменовед и философ, Патриарх армян Константинополя (1896–1908), призванный самим Господом создать фундаментальный труд «Армянская Церковь» (Константинополь, 1910 г.), вел курс богословия. Истый верующий, он направлял помыслы семинаристов на служение вере. И старания Орманяна принесли свои плоды: четверо выпускников 1888 года впервые в истории семинарии приняли монашество.

В курс обучения на отделении «дасаранакан» входили: история и география Армении, общая история и география, культура составления армянских манускриптов, армянский и иностранный языки (русский, французский, немецкий), ботаника и зоология, космография, математика, Священное Писание, духовная музыка и логика.

На отделении «лысаранакан», где готовили священнослужителей, изучали: армянский язык (грабар – древнеармянский и ашхарабар – современный армянский), армянскую историю, технику и культуру создания армянских манускриптов, армянскую литературу, общую европейскую литературу, философию, психологию, педагогику, политическую экономию, историю Армянской Церкви, армянское церковное право, древнегреческий язык и др.

Завершая курс обучения, семинаристы выносили на суд экзаменационной комиссии свои сочинения. И ждали – кто рукоположения в духовный сан, кто права на продолжение образования в высших учебных заведениях России и Европы. Экзаменаторами в разные годы были свои же преподаватели: Рачья Ачарян, Е. Тадевосян, Лео (Аракел Бабаханян), Степан Лисициан, Христофор Кара-Мурза, Комитас, К. Костанянц, С. Арушанян, Иоаннес Иоаннесян, Акоп Манандян, архиепископ Месроп Магистрос (Месроп Тер-Мовсисян)…

В разные годы в стенах чемарана получал знания чуть не весь цвет нации – композитор Комитас, Католикос Геворг VI Чорекчян, академики-филологи Манук Абегян и Степан Малхасянц, византолог Никогайос Адонц, поэт Аветик Исаакян, архиепископ Нерсес Мелик-Тангян, писатель Аксель Бакунц, государственный деятель Анастас Микоян…

Бедствия Первой мировой войны и трагедия геноцида пригнали в Эчмиадзин тысячи изнуренных болезнями и голодом беженцев из Западной Армении. Инспектор семинарии епископ Гарегин Овсепян 21 декабря 1917 года с болью в сердце, исполняя волю Католикоса Всех Армян Геворга V Суренянца, вынужден был повесить замок на дверь семинарии, не теряя надежды открыть ее снова.

В сентябре 1919-го, когда страной правили дашнаки, Геворг V предпринял первые шаги к возрождению семинарии-чемарана и даже издал по этому случаю кондак. Однако смутное время свело старания министра просвещения Первой Республики Армения Никола Агабаляна на нет. К власти пришли большевики. Молодая советская республика остро нуждалась в квалифицированных кадрах. Решено было открыть в Ереване университет. Тут-то и пригодились бывшие преподаватели Эчмиадзинской семинарии и ее выпускники. По счастью, богатейший фонд семинарии, включая бесценные редкие манускрипты, не был расхищен и разворован. Рукописный фонд Эчмиадзинской семинарии и лег в основу Национальной библиотеки Армении и Матенадарана, хранилища древних манускриптов.

В необходимости возродить семинарию не смог переубедить большевиков и сменивший Геворга V на Святом Престоле Хорен I Мурадбекян. Двери семинарии, с дозволения Иосифа Сталина, вновь открылись только 11 ноября 1945-го, при Католикосе Всех Армян Геворге VI Чорекчяне. В 1995 году Католикос Всех Армян Гарегин I Саргсян добился от правительства Республики Армения, чтобы здание семинарии было передано в собственность Святого Эчмиадзина. Оно было основательно обновлено на средства армян-благотворителей из Америки Геворга и Сирвард Овнанян.

В канун 1997/1998 учебного года двери семинарии вновь распахнулись перед страждущими веры Христовой. Верховный Патриарх Гарегин I вернул очагу просвещения его историческое название – Духовная семинария Геворгян.

По материалам noev-kovcheg.

Лента

Рекомендуем посмотреть