Закладка здания проходила под залп ружейных выстрелов, звуки военного оркестра и народной музыки – с зурной и доолом. Первым с приветственным словом по случаю закладки духовной семинарии выступил именитый писатель Газарос Агаян. И весь день народ отмечал знаменательное событие.
По целому ряду причин возведение здания семинарии растянулось на долгих пять лет. Летом 1874 года состоялся отбор слушателей: из 75 кандидатов на звание семинариста испытание выдержали 59 юношей.
28 сентября, в день Святого Геворга Зоравора (Победоносца), совпавший с днем тезоименитства Католикоса, семинария торжественно распахнула свои двери для тех, кто понесет в народ Слово Божие. В понедельник, 30 сентября, семинаристы приступили к занятиям.
Во всех документах, подписанных Католикосом Геворгом IV, семинария значилась как «Сонаследованная духовная семинария Святого Геворга», «Духовная семинария» или просто «Семинария». Магакия Орманян, видный церковный деятель, склонен думать, что в умах простых людей царило понятие – семинария Геворгян. Видимо, народ напрямую связал семинарию-чемаран с именем ее основателя Геворга IV Констанднуполсеци. При жизни Католикоса в делопроизводстве, переписке и официальных документах семинария именовалась то «Училищем Святого Эчмиадзина», то «Училищем Первопрестольного Святого Эчмиадзина», то «Семинарией Святого Эчмиадзина». Сами семинаристы и их учителя-наставники ласково звали свою альма-матер «Семинарией Святого Геворга» или «Семинарией Святого Геворга Святого Эчмиадзина».
Недоброжелатели распустили слух, будто Геворг IV сам велел приглашенным в Эчмиадзин учителям именовать заведение «Геворгяновской учебной семинарией». После смерти Геворга IV название «Семинария Геворгян» постепенно вошло в письменную и устную речь и впоследствии закрепилось как официальное название духовного учебного центра.
Радость открытия семинарии была омрачена неожиданно вспыхнувшим пожаром 24 октября того же 1874 года, охватившим большую часть здания. Огорчение Святейшего Патриарха было велико, но твердая воля и стойкость духа дали ему сил выдержать и это испытание. К июню 1875-го здание предстало перед глазами семинаристов в своем первозданном виде. С годами к зданию семинарии стали прирастать больница с аптекой, спальный корпус с трапезной, прачечной и баней. Появился и каретный сарай.
Сумма пожертвований на все это составила более 10 тысяч рублей. Львиную долю расходов взяли на себя национальные благотворители Александр Манташев и Ованнес Ованнисян. К последнему, своему другу, Католикос обратился за помощью лично.
Одной из забот Геворга IV стал выбор инспектора семинарии. После долгих поисков подходящей кандидатуры его выбор пал на арменоведа Габриэла Айвазяна, старшего брата всемирно известного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Своим кондаком от 10 июня 1876 года Верховный Патриарх утвердил Габриэла Айвазяна в этой должности, «предоставив ему неограниченное право руководить морально-нравственным воспитанием учащихся и учебным процессом в целом, как ему подсказывает его многолетний опыт в деле успешной и бесперебойной организации деятельности семинарии».
И пока из Крыма Айвазян добирался до Святого Эчмиадзина, руководил семинарией вардапет Сукиас Парзянц, он же вел курс армянского языка. История сохранила имена первых учителей-направников: вардапета Ованнеса Еремяна (богословие), вардапета Аристакеса Седракяна (история и география Армении), вардапета Геворга Суренянца (история и география России), Погоса Чепечяна (пение).
В 1882 году приходская школа Вагаршапата, известная в народе как «жарангаворац» (полученная Церковью в наследство от щедрых жертвователей), была объединена с духовной семинарией. Расширенная семинария получила новое название – «Жарангаворац», а после кончины ее основателя Геворга IV стала именоваться Духовной семинарией (академией) Геворгян.
Семинария представляла собой тип закрытой школы-интерната. Принимали в нее одаренных юношей 14–16 лет на бесплатное обучение из семей прихожан Армянской Апостольской Церкви. В начале XX века семинария насчитывала 230 слушателей на бесплатной основе и 20 стипендиатов. Семинаристы отделения «дасаранакан» проходили педагогическую практику либо в «варжоце» – базовой школе при Святом Престоле, либо в приходских школах того же Вагаршапата.
Содержалась семинария на доходы Эчмиадзинской обители, пожертвования попечителей, дарения прихожан и наследственные подношения. В год набиралась сумма немалая – примерно 50 тысяч рублей. Главным инспектором-смотрителем был Верховный Патриарх, который управлял делами при содействии Совета учителей и инспектора самой семинарии.
Приводим неполный перечень инспекторов Духовной семинарии Геворгян: епископ Габриэл Айвазян, епископ Хорен Галфаян, вардапет Аршак Наапетянц, епископ Саргис Гаспарян, К. Костанянц, вардапет Карапет Тер-Мкртчян, вардапет Месроп Тер-Мовсисян (Месроп Магистрос), Минас Берберян, епископ Баграт Вардазарян, епископ Гарегин Овсепян…
Продолжение следует…
По материалам noev-kovcheg.