Католикос Геворг IV бросил клич всем армянам с просьбой сообща возвести храм учености: история духовной семинарии Геворгян (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Католикос Геворг IV бросил клич всем армянам с просьбой сообща возвести храм учености: история духовной семинарии Геворгян (часть 1)

2023-01-30 21:04 , Минутка истории, 1138

Католикос Геворг IV бросил клич всем армянам с просьбой сообща возвести храм учености: история духовной семинарии Геворгян (часть 1)

В 1874–1917 гг. Духовная семинария Геворгян Святого Эчмиадзина подготовила и выпустила из своих стен почти полторы тысячи питомцев. Они неизмеримо высоко подняли интеллектуальный уровень армянского общества. Мысль о создании подобного учебного заведения зрела в умах видных армян – Степаноса Назарянца, Микаэла Налбандяна, Смбата Шахазиза, Раффи…

В 1866 году новоизбранный Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Геворг IV Констанднуполсеци в Санкт-Петербурге на аудиенции у императора Александра II, с которым состоял в переписке, испросил разрешения на открытие духовной семинарии в Вагаршапате (ныне - Эчмиадзин). «Получив милосердное благоволение Государя императора относительно основания семинарии», Католикос первым делом принялся за организацию школьного образования. Своим кондаком (указом) от 14 июня 1867 года Верховный Патриарх создает Учебную комиссию, поручив ей открыть епархиальные школы и снабдить их учебными планами.

Пользуясь представившимися в рамках «Положения» Министерства народного просвещения империи (Миннарпроса) возможностями, Католикос открыл в городах и селах с компактным проживанием армян сотни церковно-приходских школ. А для управления ими к 1875 году учредил должность епархиальных инспекторов.

В 1869 году по требованию Миннарпроса разработанный Устав семинарии, согласно которому открывающееся учебное заведение должно было иметь шестилетнее школьное обучение подобно епархиальным школам, был направлен на утверждение государю императору. Вникнув в суть Устава, эксперты Миннарпроса внесли в него ряд значимых поправок: обучение в семинарии должно быть девятилетним, из коих шесть лет отводилось школьному (классному) обучению и три года – высшему семинарскому (аудиторному).

Школьное (классное) обучение, именуемое «дасаранакан», призвано было готовить учителей для армянских школ, что приравнивалось к гимназическому образованию. А семинарское (аудиторное) отделение, именуемое «лсаранакан», давало высшее духовное образование.

Официально же Устав семинарии и перечень предметов к обучению были высочайше утверждены Александром II лишь 1 октября 1874 года.

Согласно Уставу, помимо общей истории Церкви, в частности Армянской Апостольской, Священного Писания с толкованием его, основ христианской морали, житий святых мучеников и церковного права, в духовной семинарии проходили курсы педагогики, философии (логики и психологии) и истории философии, истории и географии Армении, общей истории и географии мира, отдельно еще и России, математики, естествознания, астрономии, биологии, армянского языка и истории литературы, русского языка, латыни и греческого (древнего и нового), а также французского и немецкого языков, черчения и рисования (преимущественно церковного), духовного песнопения. Отдельным предметом изучения был язык церковных служб и треб, как и грабар – армянский древний язык Священного Писания. Восьмая статья Устава предусматривала преподавание на армянском языке, преимущественно на грабаре.

Споры о том, где быть духовной семинарии – в Тифлисе или Канакере (близ Еревана), Геворг IV пресек авторитетным патриаршим решением – стоять ей в Вагаршапате при Первопрестольном Святом Эчмиадзине.

К тому времени финансовое положение Святого Престола было плачевным: церковная казна пустовала. И Геворг IV бросает клич всем армянам с просьбой сообща возвести этот храм учености. Голос Верховного Патриарха был услышан, и отовсюду потекли пожертвования на благое дело. Первый взнос поступил от армянской епархии Астрахани: то были отданные на хранение туда средства на имя епископа Серовбе Араратского. Следом пришли деньги, завещанные индийским армянином Геворгом Манукяном (значительная сумма с процентами), хранившиеся более сорока лет в банке Калькутты. Еще 27 тысяч золотых флоринов, сумма по тем временам более чем внушительная, поступили от продажи зданий и поместий Армянской Церкви в Амстердаме. Вняв настоятельной просьбе Католикоса, откликнулся на призыв и житель Москвы, известный меценат Ованнес Степанович Ованнисян. Его дар и дал толчок началу строительства. Возвести комплекс духовной семинарии по просьбе Геворга IV взялся искусный архитектор из Константинополя Арутюн Абгарян.

20 мая 1869 года Католикос Всех Армян Геворг IV, утвердив Устав семинарии на пять лет, освятил закладной камень фундамента строгих форм здания семинарии на территории Эчмиадзинского монастыря. Случилось это после обедни, когда церковная процессия с духовными песнопениями, посвященными Святым Переводчикам, от Кафедрального собора Святого Эчмиадзина направилась к северо-восточной части монастыря.

Окропив святой водой краеугольный камень, Верховный Патриарх обратил мольбу к Всевышнему: «Господи, дай нам сил довести до конца начатое нами святое дело!».

Продолжение следует…

По материалам noev-kovcheg.

Лента

Рекомендуем посмотреть