Его имя давно стало знаковым не только для ценителей блюза, но и для любого меломана. Уникальный тембр голоса этого британца узнается с первых секунд, а эксцентричное и эмоциональное поведение на сцене говорит о том особенном ощущении стиля, которое ставит его в ряды признанных мастеров жанра. Музыкальная карьера Джо Кокера, простирающаяся от славных 60-х до смерти в 2014 году, состояла из героического преодоления кризисов и упорной работы для достижения поставленных целей.
Джон Роберт Кокер (полное имя певца) родился весной 1944 года в семье Гарольда Кокера и Мадж Ли из Шеффилда в графстве Саут-Йоркшир.
Лет с девяти Джо стал тянуться к музыке, которую слушал его старший брат Виктор, а затем и сам начал разбираться в ней. Сильно повлияли на мальчика композиции Рэя Чарльза, которому он стал подражать, как только начал петь. Кокеру было двенадцать, когда он впервые выступил со сцены в скиффл-коллективе старшего брата. Сам он не умел играть ни на клавишных, ни на гитаре, но жажда выступлений уже завладела им.
Уже через два года Джо собирает свою первую группу Cavaliers и выступает с ней в городских клубах и на вечеринках. Но этот коллектив просуществовал всего год. Позже певец вспоминал:
«Родители считали, что я поразвлекаюсь пением, а потом найду нормальную работу. Но для меня пение в группе было не просто увлечением, а образом жизни».
Из-за сложившейся в стране тяжелой финансовой обстановки 15-летний Джо бросает учебу в школе и устраивается на работу помощником электромонтера. Параллельно музыкант выступает в пабах и клубах с новой группой The Avengers, исполняя песни Чака Берри и Рэя Чарльза. В 1963 году группа выступала на разогреве у знаменитых Rolling Stones на сцене Шеффилдского сити-холла.
В следующем году Джо Кокер едет в Лондон на студию звукозаписи Decca и на собственные средства записывает песню I’ll Cry Instead из репертуара The Beatles. Сингл ожидал грандиозный провал. Доход от выхода пластинки составил всего 70 пенсов!
«Уже в 1964 году я записал свою первую пластинку – с перепетой песней The Beatles. Но она даже не попала в хит-парады… Тем не менее, мне хватило упорства продолжать свои попытки добиться успеха – но ждать пришлось еще целых пять лет», - признавался Кокер.
C 1966 года Джо вместе Крисом Стейнтоном, которого он позже назовет величайшим музыкантом в мире, выступал с новой группой The Grease Band. Они ездили по Северной Англии с выступлениями, включив в репертуар ритм-энд-блюз. Продюсеру Дэнни Корделлу понравилась вокальная манера Кокера, и он организовал для него постоянные выступления в популярном лондонском клубе The Marquee. Спустя год певца назвали новой восходящей звездой британского рока.
Но настоящим прорывом в музыкальное пространство стал релиз кавера композиции Битлз With a Little Help from My Friends, который завис в чартах на целых 13 недель. Спустя много лет именно эта версия песни стала заглавным треком сериала The Wonder Years. Вообще, на протяжении всей карьеры вопрос репертуара стоял для Кокера достаточно остро. Фактически известность ему принесла именно умелая интерпретация чужих треков. И делал он это настолько здорово, что можно слушать бесконечно.
Пол Маккартни однажды сказал: «Я был особенно рад, когда он решил исполнить With a Little Help from My Friends. Помню, как он и Корделл приходили ко мне в студию на Savile Row и проигрывали, что записали. Это было просто умопомрачительно! Он полностью перекроил песню, сделал соул гимном, и я ему за это очень благодарен».
Но поистине триумфальным стал для Кокера 1969 год. Он выпускает альбом With a Little Help from My Friends, зафиксировавший 35-ю позицию в чартах и ставший золотым. Кроме этого, весьма успешным стал тур по США, в рамках которого Джо и его концертный бэнд выступили на нескольких крупнейших площадках, в том числе и на легендарном фестивале в Вудстоке. Молодой британец произвел там фурор! Им были исполнены несколько каверов, среди которых Delta Lady, Something’s Comin’ On, I Shall Be Released и другие. Джо Кокер вспоминал, «это было словно затмение… это был особенный день». Хриплое пение и экспрессивное поведение Кокера на сцене называли «голосом всех слепых, калек и попрошаек», которые бродят по городским улицам.
Сразу же после Вудстока Джо выпускает вторую пластинку, достигшую 11-го места в британских чартах. Популярность артиста растет, а вместе с ней и усталость. Продюсер Леон Рассел организовывает сопроводительный тур по пятидесяти городам, который огромная команда провела за два месяца. Уставший и измученный Кокер заявляет, что совершенно разочарован в рок-бизнесе, в то время, как три его первых альбома получили статус платиновых, а издание Playboy назвало Джо «вокалистом №1».
В начале семидесятых годов новых альбомы певца появлялись регулярно, хотя и не имели такого успеха, как первые. Лишь в 1975 году Кокер снова заблистал на вершине музыкального Олимпа с романтичной балладой You Are So Beautiful. Беда была в том, что Джо все больше пил, погружаясь в мрачное настроение и депрессию.
К началу восьмидесятых певец начал понемногу приходить в себя. Хотя его альбом Sheffield Stell был воспринят публикой довольно прохладно, песня Up Where We Belong, которую он исполнил в дуэте с Дженнифер Уорнс в картине «Офицер и джентльмен» завоевала «Оскар» и «Грэмми». А вскоре Кокер записал ставшие знаменитыми песни Have a Little Faith in Me, Summer in the City, Never Tear Us Apart и другие.
С начала восьмидесятых певец активно сотрудничал с режиссерами художественных фильмов. Его хрипловатый баритон звучал в таких картинах как «9 1/2 недель», «Телохранитель», «Неспящие в Сиэтле», «Путь Карлито» и многих других.
Позже Джо Кокер записал знаменитые песни, Unchain My Heart, Don't Let Me Be Misunderstood, What Becomes of the Broken-Hearted, Never Tear Us Apart, My father son и Every Kind of People. Клипы на эти хиты стали не менее популярными.
В 90-е годы Джо Кокер занялся бизнесом. В городе Крауфорд (штат Колорадо) где обосновался со своей семьей, артист владел супермаркетом, кафе, пекарней, конференц-залом и рядом магазинов.
Свой последний альбом Джо Кокер записал в 2012 году. Пластинка называлась Fire It Up и стала для Джо Кокера 22-м по счету студийным полноформатным диском.
Последние несколько лет жизни певец сильно болел. У него развился цирроз печени, а также был обнаружен рак легких, что и стало причиной смерти. Осенью 2014 года стало известно, что состояние его здоровья стабильно неудовлетворительное. Джо Кокер скончался 22 декабря 2014 на своем ранчо в Кроуфорде.
Лучшие песни Джо Кокера
Delta Lady (1969)
Кантри, блюзовая, рок-н-ролльная баллада о любви, которую Джо Кокер кричит своим знаменитым хриплым голосом – безусловный хит. Песня Delta Lady написана гастрольным партнером Кокера Леоном Расселом.
Рассел присоединился к дуэту Delaney & Bonnie Bramlett, образов Mad Dogs and Englishmen. Они сопровождали Кокера на его гастролях в 1968 году. Песня сразу стала хитом и принесла обоим небывалый успех.
She Came in Through the Bathroom Window (1969)
Песня написана легендарными The Beatles, Кокер обращается к этой песне после того как в 1968 году его кавер-версия With a Little Help From My Friends побила все чарты. Сама легендарная четверка только выпустила ее, поэтому в Англии версия Кокера вообще не получила распространения. Зато в США именно его вариант исполнения имел успех. Вместо благородного, аккуратного звучания «Битлов» версия Кокера, как всегда, дикая и пробирающая до мурашек.
Do not Let Me Be Misunderstood (1969)
Песня была написана для Нины Симон, но Кокер отлично в ней выразил себя. Она стала главной из серии его песен о разбитом сердце. Слова не звучат легкомысленно, из песни ушла некоторая «подростковость». Джо сделал материал серьезным и лиричным, как извинение возлюбленного.
You Are So Beautiful (1974)
Песня записана Престоном, но популярной стала только в умелых руках Джо Кокера. Это настоящее признание в любви сильного мужчины женщине. Каждая микроинтонация его голоса передает хрупкость любви и красоты.
Unchain My Heart (1987)
Песню впервые исполнит «Король соула» Рэй Чарльз в 1961 году. Песня сразу достигла 1 места в ритм-энд-блюзовом чарте американского журнала «Билборд». Ее исполняли огромное количество раз, но только Кокер смог вернуть ей было величие.
Полный отчаяния голос, звонкие аккорды пианино, взрывной ритм – все это звучит неожиданно ново и свежо. Кокер получил за нее «Грэмми» как Лучший вокалист-исполнитель рока.
You Can Leave Your Hat On (1986)
Песня была создана еще в 1972 году Рэнди Ньюманом, но именно Кокер сделал ее «гимном стриптиза». Выпущенный сингл Джо Кокера сразу же обеспечил ему место в чартах, плюс песня звучит в фильме Эдриана Лайнa «Девять с половиной недель» во время сцены стриптиза. Чувственный голос Джо Кокера и лирика Ньюмана сделали эту песню хитом на все времена.
When the Night Comes (1989)
В 80-е Кокер превращается в поэтов-песенников вроде Дайаны Уоррен, Джима Валланса и Брайана Адамса, соединив текст с изящным, модернизированным звуком. Песня заняла 11 место в Billboard и принесла Кокеру «Грэми» за лучшее мужское вокальное рок-исполнение. Это доказывает, что «лай» Кокера может прорваться сквозь всю блестящую мишуру нового времени.
В публикации использованы материалы jazzpeople.