Как позже писал сам Уистлер, «…ну, вы знаете, я просто рисовал. Я начал работу „без дизайна или эскиза“, он рождался, пока я рисовал. И ближе к концу я достиг такой точки совершенства — „в каждом прикосновении — свобода“ — что, когда я подошел к углу, с которого начал, мне пришлось снова переделывать его, так как разница между началом и концом была очень заметна. И гармония в сине-золотом начала складываться, и вы знаете, от этой радости я забыл обо всем».
«Павлинья комната» в особняке Фредерика Лейланда. Лондон, 1890г
По возвращении Лейланд был шокирован «улучшениями»: драгоценные антикварные обои были безнадежно утрачены. На тонированных сине-зеленых пространствах расположились золотые стилизованные узоры с элементами шинуазри. Вся благородная ореховая отделка панелей покрылась золотой лессировкой и узорами, а огромные оконные ставни от пола до потолка украсили изображения золотых павлинов. Последовала бурная сцена, Лейланд отказался от оплаты «павлиньей» росписи, художник и его покровитель окончательно рассорились. После скандала Уистлер улучил момент и проник в дом Лейланда, где нарисовал на свободной стене столовой двух дерущихся павлинов — он назвал эту работу «Искусство и деньги», или «История комнаты». Надо ли говорить, что в этой сцене он изобразил себя и своего «неблагодарного» заказчика. Который, впрочем, оставил все, как есть.
Современная экспозиция фарфора Канси в «Павлиньей комнате». Галерея искусств Фрира. Вашингтон
По слухам, Уистлер сказал Лейланду: «Ах, я сделал тебя знаменитым. Моя работа будет жить, когда вас забудут. Тем не менее, по случайности, в последующие десятилетия вас будут помнить, как владельца Павлиньей комнаты». Так и вышло.
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Золотой и коричневый (Автопортрет), 1890-е
В 1879 году, когда Уистлер был вынужден объявить о банкротстве, Лейланд фигурировал в деле как его главный кредитор. Судебные приставы, прибывшие описывать имущество художника, были шокированы: их встретила картина, изображающая предпринимателя в самом неприглядном виде. Картина, которую Уистлер назвал «Золотые струпья: извержение в Frilthy Lucre (Кредитор)», была выполнена в тех же цветах, что и «Павлинья комната», и изображала Лейланда в виде антропоморфного демонического павлина.
Джеймс Уистлер. «Золотые струпья: извержение в Frilthy Lucre (Кредитор)». 1879. Музей де Янга. Сан-Франциско. США
Существо с общипанным хвостом играло на пианино, сидя на уменьшенной копии дома Уистлера в окружении мешков с деньгами. Уистлер нарисовал эту горькую карикатуру, чтобы заменить ею работу «Три девушки» — картину, которую он обещал своему покровителю в течение десятилетия, но так и не завершил. Тем не менее, он вставил «Кредитора» в ту самую раму, которую разработал и создал специально для «Трех девушек» — еще один упрек бывшему другу, не оценившему его полет фантазии…
Продолжение следует.
По материалам artchive.