История одного шедевра: «Павлинья комната» Джеймса Уистлера - скандалы, бурные страсти и «месть» художника (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Павлинья комната» Джеймса Уистлера - скандалы, бурные страсти и «месть» художника (часть 1)

2022-11-11 21:49 , История Одного Шедевра, 1797

История одного шедевра: «Павлинья комната» Джеймса Уистлера - скандалы, бурные страсти и «месть» художника (часть 1)

«Гармония в голубом и золотом: Павлинья комната» — шедевр искусства оформления интерьера и декоративной росписи Джеймса Уистлера, находящийся в Галерее искусств Фрира в Вашингтоне, округ Колумбия. Уистлер декорировал комнату в единой, насыщенной палитре, с использованием сине-зеленых панелей с остеклением и сусального золота. Роспись, выполненная в 1876—1877 годах, является не только одним из наиболее ярких примеров идеологии эстетизма, свойственной автору, но и одним из лучших образцов японизма в западноевропейском и американском искусстве, предвещающем эстетику искусства модерна.

История этого уникального шедевра непростая – она не обошлась без скандалов, бурных страстей и даже мести. Рассказываем, как все это было.

Перед тем, как стать «Павлиньей комнатой», чьи стены украсили росписи талантливого американца Джеймса Макнила Уистлера, это помещение было столовой в лондонском особняке Фредерика Лейланда. Судоходный магнат коллекционировал китайский фарфор и мечтал превратить одну из комнат в небольшую галерею, где его собрание было бы представлено во всей красе.

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Композиция в черном: Портрет Ф.Р. Лейланда

Можно считать, что история Павлиньей комнаты началась в 1844 году, когда небогатая английская дама Энн Джейн Лейланд убедила ливерпульскую компанию «John Bibby & Sons» принять на работу ее сына Фредерика. И юноша, и его мать, и крупнейший оператор морских торговых путей — все остались в выигрыше. Лейланд сделал карьеру и 1861 году стал партнером компании, на которую отработал 17 лет.

Укрепив свои финансовые позиции, он наконец-то получил время и средства, дабы отдаться любимому хобби — коллекционированию произведений искусства. Фредерик Лейланд обожал прерафаэлитов, покупал полотна Данте Габриэля Россетти, Джеймса Уистлера, Альберта Мура, Эдварда Берн-Джонса, увлекался эпохой Возрождения, а также коллекционировал китайский фарфор.

Современная экспозиция фарфора Канси в «Павлиньей комнате». Галерея искусств Фрира. Вашингтон

В 1873 году, после распада фирмы, на которую проработал всю жизнь, Лейланд выкупил у братьев Бибби 21 судно и сменил название компании на «Leyland Shipping Line», став ее полноправным хозяином. Его лондонский дом на Princes Gate, 49, требовал реконструкции, и после раздумий Лейланд нанял архитектора Ричарда Шоу. Этот талантливый шотландец уже заявил о себе, спроектировав множество домов, в том числе для художников Джона Хорсли и Джорджа Боутона, а также построил знаменитый Крейгсайд для оружейника и коллекционера Уильяма Армстронга. Принявшись за работу над домом Лейланда, Шоу пригласил подрядчиков. Работа над столовой был доверена британскому архитектору Томасу Джекиллу.

Англо-японский стиль был очень популярен в викторианской Англии с середины XIX века, особенно после Международной выставки 1862 года в Лондоне, где была представлена японская экспозиция. Руководствуясь пожеланиями заказчика — превратить столовую в экспозицию замечательной коллекции китайского фарфора эпох династий Цин и Канси — Томас Джекилл постарался придать интерьеру восточное звучание, но вышло у него не особо эффектно.

Для стен были использованы старинные кордовские кожаные обои XVI века, которые веками украшали стены тюдоровского дома в Норфолке, пока Леланд не приобрел их за 1000 фунтов. У обоев была своя история: они были привезены в Англию как часть приданого Екатерины Арагонской. На тисненой коже были изображены геральдические гранаты самой Екатерины Арагонской и красные тюдоровские розы, что должно было символизировать союз испанской принцессы с Генрихом VIII.

Коронация Генриха VIII и Екатерины Арагонской, осенённая их геральдическими эмблемами — розой Тюдоров и плодом граната, символом покорённой испанцами Гранады. Гравюра XVI в

Для фарфора Джекилл разработал и создал гармоничные симметричные стеллажи из древесины ореха, украшенной изящной резьбой. Центр южной стороны комнаты занимал ореховый валлийский комод, над ним — большая панель кожных обоев, по бокам — полки. Восточные окна прикрыли ореховые же ставни.

Эскизы Уистлера для оформления комнаты, 1876г

Потолок с подвесными панелями в тюдоровском стиле Джекилл украсил восемью газовыми светильниками, а для пола был приобретен ковер с красной каймой.

Главным акцентом стала северная стена столовой: здесь, над камином, разместили картину художника Джеймса Макнейла Уистлера «Розовое и серебряное: Принцесса из страны фарфора» (1863−65).

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Розовое и серебряное: Принцесса из страны фарфора, 1865г

Для этой картины Уистлеру позировала Кристина Спартали — сестра художницы Марии Спартали Стиллман (одна из «сестер» среди «братства» прерафаэлитов). Но мало того, что по завершении работы портрет отказался купить отец девушки: «слишком крупная» подпись художника не устроила и другого потенциального покупателя этой эффектной картины — после этого инцидента мастер разработает другую подпись…

Современная экспозиция фарфора Канси в «Павлиньей комнате». Галерея искусств Фрира, Вашингтон

Надо сказать, что над реконструкцией работал и сам Уистлер — художнику было поручено оформление прихожей. Джекилл практически закончил работу над столовой, когда был вынужден отказаться от проекта из-за болезни. И Уистлер предложил свои услуги. По согласованию с Лейландом он должен был оформить карниз рисунком, схожим с узорами на дверях. Также заказчик позволил Уистлеру ретушировать кожу желтой краской: известный своими тонкими цветовыми гармониями и элегантным чувством дизайна, художник полагал, что красные розы обоев не гармонировали с красками его «Принцессы». Лейланд спокойно уехал в Ливерпуль, а вот Уистлеру, что называется, попала вожжа под мантию…

Продолжение следует.

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть