Первые просветители Армении: как святые апостолы Фаддей и Варфоломей принесли в Армению свет христианства - RadioVan.fm

Онлайн

Первые просветители Армении: как святые апостолы Фаддей и Варфоломей принесли в Армению свет христианства

2022-12-03 21:04 , Минутка истории, 5653

Первые просветители Армении: как святые апостолы Фаддей и Варфоломей принесли в Армению свет христианства

Согласно Святому Преданию, благовествование в Армении началось в середине первого века апостолами Фаддеем и Варфоломеем (Тадеос и Бартухимеос). Именно этот факт объясняет, что Армянская Церковь – Апостольская.

Армения – первая страна в мире, которая в 301 году приняла крещение и утвердила Христианство как государственную религию. Первостепенную роль в принятии Христианства в Армении сыграли Сурб Григор Лусаворич – Григорий Просветитель Армении, ставший первым Патриархом Армянской Церкви (302 – 325), и царь Армении Тиридат (Трдат III; 287 – 330). Христианская проповедь в Армении началась еще в I веке. Сирийское предание о царе Абгаре (Авгаре) повествует о прибытии после Вознесения Иисуса Христа к его двору в Эдессу апостола Фаддея, который излечил царя, окрестил его со всей семьей и начал проповедь среди горожан.

Святой апостол Фаддей, один из 12 апостолов Иисуса Христа, в 43 году принес Слово Евангелия в пределы Великой Армении, а также наконечник копья, которым пронзили распятого Господа. Многолетняя проповедь Евангелия увенчалась крещением народа и Сандухт, дочери царя Санатрука. В 66 году апостол был схвачен и казнен в области Тарон.

Св. апостол Варфоломей в 60 году начал проповедь в земле армянской. Он основал первую женскую обитель Армении, куда отдал на хранение лик Богородицы, принесенный им с собой. Пустынь получила название Огеванк – «Духов монастырь». К моменту своей казни в 68 году апостол имел более 2.000 последователей, включая царевну Вогуи и тысяцкого Теренция, посланного склонить царевну к отречению, но самого принявшего Христа.

В IV веке над могилой св. Варфоломея на холме близ Адамакерта была основана обитель его имени, существующая поныне и лишь частично разрушенная землетрясением в 1966 году. Сохранилось предание, будто монастырь основал казнивший его Санатрук, когда исцелился от проказы, отпив воды из ударившего здесь чудотворного источника. В средние века монастырь служил кафедрой предводителя Агбакской епархии. В притворе монастырской церкви, возведенной в ХIII веке на месте древнейшей базилики, есть надгробие, под которым погребен сам апостол, о чем сообщает эпитафия: «Сие есть место упокоения Варфоломея святого апостола, первого просветителя Армянской страны».

Апостолы создали первые церковные общины, и народ начал приобщаться к истинной вере. После них новорожденную Армянскую Церковь возглавил Закария, с которого начинается так называемый епископский период. Он возглавлял церковь до 72 года. Сохранился относящийся к 649 году манускрипт духовной кафедры, основанной Фаддеем в Артазе, где сообщается, что апостол «рукоположил своего ученика Закарию городским епископом, а сам пошел проповедовать язычникам в других местах страны». Из нее же следует, что Закария принял мученичество «спустя 42 года после вознесения Спасителя».

Вторым после Закарии епископом Армянским был Зементос (72-76), также ученик одного из апостолов – Фаддея или Варфоломея. Подробностями его биографии мы не располагаем, известно лишь, что он умер своей смертью. Третьим стал Атрнерсех (77-92), принявший смерть от руки язычников. При нем центр Армянской Церкви находился в Сюникском крае. Вслед за ним церковь возглавил выходец из Парфии Мушэ (93-123), который вновь перенес кафедру в Артаз. За ними следуют епископы Шаген (124-150) и Шаварш (151-171), уроженец Агванка (Кавказской Албании). Епископа Гевондиоса (172-190) казнили в васпураканском Шаваршане во времена небывалых гонений на христиан.

Таким образом, первые века гонимая церковь Армении, еще не вошедшая окончательно в сердце армянского народа, вдохновлялась подвигами многих безымянных мучеников и исповедников, располагая к Господу сердце нации.

Поэтому, когда в 301 году Трдат III и Григор Лусаворич объявили в Армении государственной религией Святую Веру Христову, значительная часть армян была уже подготовлена.

Григор Лусаворич отправился в Каппадокию, где епископ Леонтий Кессарийский рукоположил его в епископы. Св. Григорий возвратился на родину вместе с епископом Петром Себастским, который должен был провести церемонию возведения на престол. Этот обряд происходил не в столице, а в г. Аштишате, т.к. именно здесь со времен апостолов находилась епископская кафедра катакомбной Армянской церкви. Св. Григорий начал широкую проповедническую и организаторскую деятельность. Там, где Святому явился Иисус и указал золотым молотом на место возведения Св. Алтаря, воздвигли кафедральный собор Св. Эчмиадзина.

Лента

Рекомендуем посмотреть