Причисленный к лику святых: Абгар V – первый армянский царь, принявший христианство и состоящий в апокрифической переписке с Иисусом Христом - RadioVan.fm

Онлайн

Причисленный к лику святых: Абгар V – первый армянский царь, принявший христианство и состоящий в апокрифической переписке с Иисусом Христом

2019-12-21 20:47 , Минутка истории, 10434

Причисленный к лику святых: Абгар V – первый армянский царь, принявший христианство и состоящий в апокрифической переписке с Иисусом Христом

В марте 2016 года в городе Эдесса (Урха) – в настоящее время Шанлыурфа на юго-востоке Турции, в ходе археологических раскопок было обнаружено около 80 ранних христианских гробниц, среди которых и семейная усыпальница армянского царя Абгара V.

Гробница, в которой были похоронены 10 членов царской семьи была украшена мозаикой и изображением креста. Также была обнаружена плита, на которой располагалась ассирийская надпись «Великий царь Абгар V Укама Манну, первый христианский правитель Эдессы».

Царь Абгар почитаем как первый армянским царь, который уверовал в Христа: в IV веке Евсевий Кессарийский в Эдессийском архиве обнаружил документ, свидетельствующий о переписке царя с Иисусом Христом, в ней Абгар называет Христа «Сыном Божьим» и просит его об исцелении.

В декабре Армянская апостольская церковь поминает Святого Абгара, первого царя, уверовавшего в Иисуса Христа. В 2019 году день Святого Абгара отмечается сегодня, 21 декабря.

Святой Абгар, царь Эдессы

Абгар — династическое имя ряда армянских правителей Осроены, небольшого эллинистического государства в Северной Месопотамии со столицей в Эдессе. Царь Абгар V дважды правил царством Осроена – первый с 4 года до н. э. по 7 г. н.э., а во второй раз – с 13 по 50 год.

Осроенское царство было основано в 137 году до н. э. и было уничтожено при Каракалле в 216 году. Абгар V, как уже было отмечено выше, известен благодаря своей апокрифической переписке с Иисусом Христом.

Согласно Тациту, принял активное участие в развернувшейся в 49–50 гг. борьбе за престол Парфии, поддержав царя Готарзеса против римского ставленника Мехердата.

Прокопий Кесарийский приводит также предание о длительном пребывании Абгара Уккамы при дворе императора Августа в Риме и рассказывает о хитрости, к которой он прибег, чтобы вернуться на родину.

Именно Абгара Уккама традиция считает первым христианским правителем Осроены, относя тем самым появление христианства в месопотамском регионе к апостольским временам.

С его именем связано несколько древнехристианских апокрифических преданий, из которых наиболее известна «Переписка Абгара с Иисусом Христом», первоначальный оригинал которой не сохранился.

Согласно армянскому историку Мовсесу Хоренаци, Абгар был сыном Аршама — сына Арташеса, брата Тиграна II Великого.

В IV веке (около 303 года) Евсевий Кесарийский заявил, что обнаружил в архивах Эдессы сирийский документ, свидетельствующий о переписке его с Иисусом Христом.

Этот рассказ с различными прибавлениями появляется в сирийской рукописи «Doctrina Addaei» или «Учение Аддая апостола» (напечатанной Георгом Филипсом в Лондоне в1876 году) и в различных греческих переделках.

Этот рассказ находится в теснейшей связи с преданием (известно по памятникам, датируемым концом IV — началом V века) об отправлении Спасителем своего нерукотворного образа в Эдессу. С этого образа списывались с IV века многие копии (так называемые Абгарские образа).

«Абагар» (от Abagarus в честь легендарного царя Авбаря (Абгара), соответствующего историческому царю Осроены Абгару V Уккаме) — печатный или цельногравированный молитвенник-амулет у болгар и сербов в XVII-XVIII веках.

Содержит молитвы, апокрифические заговоры, евангельские чтения, а также апокрифическое послание царя Абгара к Иисусу Христу (отсюда обобщённое название). Мог использоваться как настенные листы аналогично лубку или носиться на теле. Рукописные копии известны с XIV века.

Абагар

Первое печатное издание подготовлено болгарами-католиками в Риме в 1651 по инициативе болгарского католического епископа Филиппа Станиславова (за исключением поминовения папы тексты конфессионально нейтральны).

Это издание считается первой печатной книгой на болгарском языке. Сербские абагары восходят к православным печатным изданиям XVI века из Венеции. Церковно-славянский язык абагаров обнаруживает влияние живого языка.

Согласно преданию, Абгар Уккама, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Абгар поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.

Фреска из Армянской часовни Варага Св. Геворга с изображением Абгара держащего Нерукотворный образ

Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Эдессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Абгару одного из Своих учеников.

Получив портрет, Абгар исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Эдессу пошел святой апостол Фаддей, один из апостолов, закончил исцеление Абгара и обратил его в христианство.

Алессандро Тиарини. Посланники царя Абгара перед Христом. XVII век

Абгар прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Святой образ прославился великими чудесами, и многие христиане из отдаленных стран стали путешествовать в Эдессу для поклонения этой святыне.

Впоследствии Абгар написал несколько писем своему двоюродному брату, армянскому царю Санатруку и другим царям, рассказывая о своем исцелении и призывая их принять христианство. Он скончался через три года после своего обращения и крещения.

Имя Абгара Уккамы вошло и в гимнографическую традицию: службы в праздник Перенесения Нерукотворного Образа (16 августа) и в день памяти Cвятого апостола Фаддея (21 августа).

Царь Абгар получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея (икона X века из монастыря Святой Екатерины на горе Синай)

Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» приводит текст обращений Абгара к Иисусу, а также письма Абгара царям соседних стран

«На двадцатом году царствования Аршавира, царя персидского, вступил на престол Абгар, сын Аршама. Этот Абгар назывался Аваг-айром, по причине великой своей кротости и мудрости, затем и [высокого] роста.

Греки и сирийцы, которые не могли правильно произносить его имя, называли его Абгаросом.

На втором году его царствования Армения со всеми своими странами стала данницей Рима. Вышло повеление от императора Августа, как говорится в Евангелии от Луки, сделать перепись по всей вселенной. Присланные также и в Армению римские эмиссары привезли с собой изображения императора Августа и поставили их во всех храмах.

В это время родился Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий.

В это время назначен был от императора правителем Финикии и Палестины, Сирии и Месопотамии Марин, сын Сторгия, к которому Абгар отправил двух из главных своих приближенных — Мар Ихаба, бдеашха Алдзийского, и Шамшаграма, родоначальника рода Апахуни, и преданного ему Анана.

Они прибыли в город Беткубин для объяснения Марину причины поездки Абгара на восток, показали ему также договорную грамоту, заключенную между Арташесом и его братьями, прося его содействия. Они застали его в Елевтерополе; он принял их дружески и с почестями, дав [такой] ответ: за это не опасайся императора, поспеши только внести всю дань сполна.

На обратном пути посланные отправились в Иерусалим видеть Спасителя нашего, Христа, [привлеченные] молвою о чудесах, Им совершаемых, о чем, как очевидцы, поведали Абгару. Абгар, удивленный этим, действительно уверовал, что Он есть истинный Сын Божий, и говорил: это не человеческая сила, но Божия; ибо из людей никто не в силах воскрешать мертвых, кроме Бога.

И так как все тело Абгара поражено было жестокою болезнью, постигшей его в персидской земле семь лет перед тем, и он не ожидал от людей никакого исцеления, потому отправил к Спасителю письмо, умоляя Его прийти и исцелить его недуги. Оно гласит так:

Письмо Абгара к Спасителю Иисусу Христу

«Абгар, сын Аршама, князь страны, Иисусу Спасителю и благодетелю, явившемуся в Иерусалимской стране, привет. Я слышал о Тебе и об исцелениях, совершаемых Тобою без лекарств и кореньев; ибо, как говорят, Ты заставляешь слепых видеть, хромых ходить; Ты очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов, исцеляешь одержимых хроническими болезнями; Ты и мертвых воскрешаешь.

Услыхав все это о Тебе. я положил в уме своем одно из двух: или Ты Бог, сошедший с неба для совершения всего этого, или же Сын Божий, творящий все это. Вот почему пишу к Тебе и прошу потрудиться прибыть ко мне для исцеления недугов, коими я страдаю. Слышал я также, что евреи ропщут на Тебя и хотят предать Тебя распятию. У меня есть небольшой, но красивый город: его достаточно для нас обоих».

С этим письмом посланные встретили Иисуса в Иерусалиме, чему свидетельствует и евангельское слово: «из пришедших на поклонение в праздник были некоторые эллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу» (Ин 12:20–22). Но Сам Спаситель в то время не принял приглашения, сделанного Ему Абгаром, но удостоил письма следующего содержания:

Ответ на письмо Абгара, написанный апостолом Фомой по приказанию Спасителя:

«Блажен тот, кто верует в Меня, не видевши Меня; ибо написано обо Мне: видящие Меня не будут в Меня веровать, но не видящие Меня уверуют и будут жить. Ты мне пишешь, чтобы Я пришел к тебе; Мне надлежит совершить здесь все то, для чего Я послан; и когда совершу все это, вознесусь к Тому, Кто послал Меня. И когда вознесусь, пришлю одного из Моих учеников, который исцелит твои недуги и даст жизнь тебе и всем, находящимся с тобою».

Анан, гонец Абгара, принес ему это письмо вместе с изображением лика Спасителя, существующим до сих пор в городе Эдессе. После вознесения Спасителя нашего, апостол Фома, один из двенадцати, отправил Фаддея, одного из семидесяти учеников, в город Эдессу исцелить Абгара и благовествовать по слову Господа. Фаддей приходит в дом Товия, еврейского вельможи, который, говорят, был из рода Багратуни.

Товий убежал от Аршама, не желая вместе с другими своими сродниками отречься от иудейства, остался верен своему закону до верования своего во Христа.

И разнеслась молва о Фаддее по всему городу. Абгар, услыхав о том, сказал: «это тот, о котором писал Иисус», и тотчас призвал его. И случилось, когда взошел Фаддей, Абгар увидел на его лице чудесное явление. Тогда [царь], встав со своего престола, пал ниц и поклонился ему.

Все вельможи, окружавшие его изумились, ибо не поняли явления. Абгар говорит ему: не ты ли в самом деле ученик благословенного Иисуса, которого Он обещал прислать сюда, и не можешь ли ты исцелить мои недуги? Отвечал Фаддей: если уверуешь во Христа Иисуса, Сына Божия, то исполнятся твоего сердца просьбы. Говорит ему Абгар: я уже верую в Него и в Отца Его; и потому я готов был со своим войском идти на истребление евреев, которые распяли Его, если бы не воспрепятствовало тому римское правительство.

С этого слова начал Фаддей благовествовать и ему и городу его; и положив на него руку, исцелил его и подагрика Абдию, начальника города, уважаемого во всем царском доме. Исцелил также всех больных и недужных, находившихся в городе – и все уверовали. Абгар и весь город приняли крещение. Заперли двери храмов идолов и закрыли тростником изображения кумиров, находившихся на столпе и на жертвеннике. Никого не принуждали к принятию веры, но с каждым днем число верующих умножалось.

Апостол Фаддей окрестил некоего Аггея, занимавшегося приготовлением шелковых шапок; рукоположив, оставил его за себя при царе в Эдессе, а сам, взяв от Абгара грамоту, в силу которой все должны были внять Евангелию Иисуса Христа, приходит к племяннику его Санатруку, начальнику над страною и войском. Абгару угодно было написать письмо Тиберию следующего содержания:

Письмо Абгара к Тиберию

«Абгар, царь армянский, государю своему Тиберию, римскому императору, радости желает. Хотя знаю, что ничто не скрывается от твоего величества, но, как искренний твой друг хочу через письмо уведомить тебя подробно. Евреи, живущие в палестинских областях, собравшись, распяли Христа, не причастного никакому преступлению, несмотря на величайшие к ним благодеяния, знамения и чудеса, ни на то, что Он воскрешал даже мертвых.

И знай, что это сила не просто человеческая, но Божеская. Ибо в то время, когда распяли его, солнце покрылось мраком и земля, всколебавшись, потряслась; Сам же после трех дней воскрес из мертвых и явился многим. И теперь во всех местах имя Его посредством Его учеников совершает великие чудеса. Оно на мне самом явственно явило это. За сим, величество твое знает, что надлежит приказать относительно народа еврейского, совершившего такое [преступление], и что написать по всей вселенной, предписывая поклонение Христу как истинному Богу. Будь здоров!».

В публикации использованы материалы издания vstrokax.net.

Лента

Рекомендуем посмотреть