Пик популярности актрисы пришелся на 1960-е. Талант Моники Витти открыл Микеланджело Антониони, для которого она стала не только музой, но и верной подругой на долгие годы. Игра Витти была отмечена рядом престижных итальянских и европейских кинопремий – в том числе была пятикратным лауреатом премии «Давид ди Донателло» за лучшую женскую роль (больше за всю историю премии только у Софи Лорен).
Мария Луиза Чечарелли родилась 3 ноября 1931 года в Риме. Детство девочки было не безоблачным: семья жила небогато, приходилось донашивать вещи старших братьев – ни о каких красивых платьях не было и речи. Кроме того, она считала себя некрасивой. Моника мечтала о том дне, когда сможет преобразиться, надеть красивое платье и туфли и главное — стать неотразимой не только в собственных глазах, но и для остальных. Эти мечты привели ее в волшебный мир театра.
Первые роли будущая артистка сыграла в любительских постановках. Дебютировала в 14 лет в спектакле Enemy by Nicodemy, сыграв 40-летнюю женщину. После школы юная итальянка поступила в Национальную академию драматического искусства в Риме, которую окончила в 1953 году. Став дипломированной актрисой, Витти, уже взявшая этот лаконичный псевдоним, стала работать на сцене столичных театров.
Ее кинодебют состоялся в середине 50-х годов. Это был крохотный эпизод в картине «Смейся! Смейся! Смейся!», имя артистки даже не прописано в титрах. Да, в начале кинокарьеры с ролями было туго. Актриса едва сводила концы с концами, днем практически безрезультатно ходила на пробы, а вечером играла в театре Гольдони, чтобы заработать на жизнь. Ее внешность, далекая от стандартов красоты, не нравилось режиссерам, девушке даже предлагали сделать пластическую операцию носа.
В 1956 году молодая актриса познакомилась с режиссером Микеланджело Антониони. Эта встреча стала предвестником ее звездной кинокарьеры.
Моника Витти и Микеланджело Антониони в Венеции в ходе ежегодного кинофестиваля, 1962 год
К этому моменту Антониони был начинающим, но уже известным режиссером, стартовавшим в начале 50-х. Встреча с Витти развеяла его сомнения по поводу главной героини нового проекта, идею которого он как раз вынашивал. Тандем актрисы и режиссера состоялся, и в 1960 году на экраны вышел первый фильм «трилогии отчуждения» — «Приключение», ставший прорывом в итальянском кино.
Помимо восторгов талантом режиссера, отдельного восхищения удостоилась игра главной героини. За эту роль Витти получила премии Golden Globe и Golden Grail как «Лучшая актриса», была номинирована на британскую кинонаграду BAFTA как «Лучшая иностранная актриса». Ее фото украсили обложки не только итальянских, но и европейских газет и журналов.
Кадр из фильма «Затмение»
Громкий успех артистка закрепила, сыграв в двух последующих частях трилогии — драмах «Ночь» (1961) и «Затмение» (1962) с такими звездами европейского кино, как Жанна Моро, Марчелло Мастроянни, Ален Делон.
Кадр из фильма «Ночь»
Эти фильмы Антониони стали классикой итальянского кино. Мэтра, который сделал акцент не на диалогах, а на игре чувствами, назвали открывателем нового языка в кинематографе. И Моника показала в этой чувственной игре непревзойденный уровень мастерства.
Однако не единым драматическим талантом обладала итальянская кинодива. Скоро она явила зрителю комедийное амплуа. С 1965 года, после разрыва с Антониони, актриса снималась преимущественно в этом жанре.
Став иконой итальянского кинематографа, Витти решила покорить и англоязычное кино. Но лента Джозефа Лоузи «Модести Блейз» (1966) по одноименному комиксу успеха не имела.
В 1968 году на экраны вышла итальянская лента Марио Моничелли «Не промахнись, Ассунта!» о приключениях провинциальной итальянки, волею судьбы оказавшейся в Шотландии. За эту роль Витти получила приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне, а также две премии «Давид ди Донателло». Во многом благодаря яркой игре актрисы фильм был номинирован на «Оскар».
Кадр из фильма «Не промахнись, Ассунта!»
Монике оказались подвластны все грани комедийного жанра — черная комедия, бурлеск, ситком, фарс. В 1974 году актриса снялась у небезызвестного Луиса Бунюэля, режиссера, которого называли основоположником сюрреалистического направления в кинематографе (фильм «Призрак свободы»).
В фильмографии Моники было уже более четырех десятков кинокомедий, когда Микеланджело Антониони вновь предложил сотрудничество своей музе спустя 20 лет. В 1981 году вышла на экраны их последняя совместная работа — «Тайны Обервальда», в которой Витти воплотила образ Елизаветы Австрийской.
В фильме «Тайный скандал» (1990) Витти сыграла главную роль и выступила в качестве режиссера и сценариста. Эта работа стала последней в кинематографической биографии актрисы — она вернулась в театр, стала преподавать и изредка сниматься на телевидении.
В 1995-м заслуги Моники Витти в европейском кинематографе были отмечены наградой «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале.
Свои воспоминания о молодости, любви, кино актриса изложила в книге-автобиографии «Sette sottane».
В начале нового тысячелетия Моника Витти полностью удалилась на покой, и долгое время о судьбе знаменитой артистки ничего не было известно. Только в 2011 году родные официально заявили о том, что актриса страдает болезнью Альцгеймера. В 2018 году ее супруг Роберто Руссо подтвердил, что Моника жила в Риме, ей был обеспечен надлежащий уход. 2 февраля 2022 года – после 20 лет затворничества – ее не стало.