Ученик и учитель: Александр Спендиарян и Александр Римский-Корсаков - RadioVan.fm

Онлайн

Ученик и учитель: Александр Спендиарян и Александр Римский-Корсаков  

2022-11-01 22:33 , Минутка истории, 1787

Ученик и учитель: Александр Спендиарян и Александр Римский-Корсаков

Имя выдающегося армянского композитора и дирижера Александра Спендиаряна (Спендиарова) пользуется широчайшей известностью, а композиции исполняются на лучших театральных сценах мира. Как отмечал сам композитор, материал для творчества он черпал из народных напевов, армянской поэзии, литературы и истории. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики. И здесь, несомненно, сказывалось влияние его главного учителя и друга – Александра Римского-Корсакова.

«…Я далеко не был уверен, несмотря на похвалы… обладаю ли я достаточными данными для того, чтобы всецело посвятить себя композиторской деятельности… единственным музыкантом, которому я мог бы доверить решение этого вопроса, представлялся мне в то время — уже тогда мой самый любимый композитор — Римский-Корсаков. И вот я стал мечтать о возможности показать когда-нибудь ему мои сочинения, и в случае одобрительного о них отзыва, сделаться его учеником»,— писал в своей автобиографии композитор Александр Спендиарян.

Александр Спендиарян

Спендиарян познакомился с Римским-Корсаковым благодаря известному армянскому скрипачу и педагогу Ованнесу Налбандяну, когда еще учился на юридическом факультете. Налбандян услышал исполнение Спендиаряна в Ялте, где выступал с концертом. Узнав, что Спендиарян хочет показать свои произведения известному композитору, то Налбандян посоветовал обратиться к Римскому-Корсакову.

Их знакомство произошло в 1896 году: Спендиарян представил на суд выдающегося композитора свои произведения. Будущий учитель сразу же увидел в нем талант и потенциал великого музыканта. «Великую радость и несказанное удовлетворение испытал я — и только с тех пор уверовал в свои силы», — вспоминал Спендиарян.

Спустя четыре года Александр Афанасьевич Спендиарян, закончив заниматься с Римским-Корсаковым, написал «Концертную увертюру», которую посвятил своему «любимому преподавателю», которое сам Римский-Корсаков высоко оценил и отметил, что Спендиарян — профессиональный композитор. Именно это произведение в 1901г. принесло армянскому композитору популярность.

В тот же период это произведение попало в руки известного музыканта Левона Егиазаряна, который вместе с Надеждой Папаян и Шаляпиным выступал с концертами во Франции. Он предложил Спендиаряну попробовать свои силы и исполнить свое произведение в Париже, на что тот отказался, отметив, что для начала должен показать его Римскому-Корсакову.

«Концертная увертюра» впервые прозвучала во время очередного «Беляевского кружка» (группа музыкантов-композиторов, исполнителей, собиравшихся в 1880-1890-е годы на музыкальных вечерах в доме лесопромышленника, музыканта и мецената М.П. Беляева), которым руководил Римский-Корсаков. В кружок входили в основном ученики Римского-Корсакова, которые были друзьями Спендиаряна.

На большой сцене Спендиарян исполнил свое произведение в 1901 году при сопровождении профессионального оркестра в городе Павловск, что принесло ему неимоверную славу.

Несмотря на окончание занятий, Римский-Корсаков и Спендиаров оставались близкими друзьями. Даже то, что композиторы жили в разных городах, не мешало дружбе — Спендиарян жил в Ялте, а Римский-Корсаков — в Санкт-Петербурге.

Даже узнав о нашумевшем освобождении от должности и исключении из состава профессоров консерватории Римского-Корсакова, Спендиарян пишет открытое письмо к своему наставнику, которое было опубликовано в «Русской газете»: «Вы как интеллигент, общественный деятель не могли остаться равнодушным, и не выразить свою позицию. Я сожалею, что Вас освободили с должности, и считаю это постыдным для тех, кто осмелился пойти на такой шаг».

Во время одной из встреч в 1903 году, Спендиарян, беседуя с бывшим преподавателем, ныне другом Римским-Корсаковым, говорит ему о желании написать большое симфоническое произведение или же оперу. Именно Римский-Корсаков натолкнул его на мысль заняться восточной тематикой и писать по этим мотивам произведения. Римский-Корсаков не раз признавался, что недостаточно прочувствовал свое замечательное симфоническое произведение «Шехеризада» и поэтому, оно получилось не так хорошо, как хотелось бы ему. Однако он верил, что начатое им сможет осуществить именно Спендиарян.

Воодушевившись словами наставника, Спендиарян решает написать музыку по мотивам произведения Михаила Лермонтова «Белла», он пытается написать даже оперу, заказывает либретто, но не доводит начатое до конца. В итоге он пишет симфоническую картину на стихотворение Лермонтова «Три пальмы».

P. S.

Спендиарян почти повторил музыкальную линию Римского-Корсакова: если первый учился на юриста, то русский композитор был офицером Российского императорского флота. Римский-Корсаков продолжил дело великих представителей мира музыки Глинки, Чайковского, а Спендиарян, в свою очередь Римского-Корсакова.

Заглавная иллюстрация: В. С.Асланян. Молодой Александр Спендиаров у Н. А. Римского-Корсакова, 1953г

В публикации использованы материалы armeniasputnik, comstol.info.

Лента

Рекомендуем посмотреть