В Национальный художественный музей Румынии в Бухаресте находится картина, посвященная, пожалуй, одной из самых интересных страниц истории этой страны. На ней изображен Влад Цепеш, известный всему миру (в том числе благодаря писателю Брэму Стокеру) под именем Дракулы. Картина носит название «Влад Цепеш и турецкие послы» (также «Влад Цепеш и побежденные турки».
Автором данной картины является Теодор Аман – известный художник и гравер, участник румынского культурного возрождения и этнический армянин.
Теодор Аман родился 20 марта 1831 года в Кампулунге уезда Арджеш и был младшим сыном сердара (богатого купца) Думитру (Гарабета) Амана. К сожалению, сведений о том, откуда родом были предки художника, найти не удалось.
Теодор с детства мечтал быть художником. Уже в 11 лет, под впечатлением смерти любимой бабушки он рисует одну из первых своих картин.
Родители, заметив талант сына, не стали чинить препятствий, а решили дать ему достойное художественное образование. Первоначально Аман учился рисовать у Константина Лекка и Кароля Валленштейна в художественных школах Крайовы и Бухареста. Затем в 1850 году он отправляется в Париж, где берёт частные уроки у французского художника Франсуа-Эдуара Пико, имевшего славу исторического живописца. Во время своего пребывания в Париже Теодор Аман усердно занимался изучением техники рисования, а также посещает многочисленные музеи.
К тому же в Париже, художник подружился с другими художниками-единомышленниками и румынскими революционерами, такими как Николае Бэлческу, писатели Димитри Болинтиняну и Цезарь Боллиак.
Теодор Аман. Портрет Цезаря Боллиака
В этой среде, влиянием революционных идей, Аман создал свою первую крупную тематическую картину, относящуюся к излюбленной сфере его интересов, — исторической композиции «Последняя ночь Михая Храброго».
В 1853 году он впервые выставил в Парижском Салоне работу «Автопортрет».
Теодор Аман. Автопортрет, 1851г
Затем он уезжает в Константинополь, и оттуда в Крым, где собирает материалы и черпает вдохновение для создания своих наиболее известных полотен, наполненных духом национального возрождения Румынии. Знаменитейшее полотно Т. Амана, «Сражение при Альме», было продемонстрировано публике в 1855 году во время парижской Всемирной выставки.
Теодор Аман. Мастерская художника в Париже
После возвращения на родину, в Валахию, Теодор Аман был с почётом встречен принцем Барбу Штирбилем и возведён им в дворянское сословие. Принц также назначает художнику стипендию для поездки и обучения в Париже. Посещение барбизонской школы оказало большое влияние на пейзажную и портретную живопись Амана. Затем он совершил небольшое путешествие по Италии.
Теодор Аман. Венеция, 1884г
Окончательно поселившись в Бухаресте в 1857 году, Аман начинает готовить почву для воплощения своей мечты – создания школы изящных искусств и галереи. Так, уже в 1864 году появились первые школы изящных искусств в Бухаресте и Яссах. Теодор Аман становится первым учителем живописи и директором Школы изящных искусств в Бухаресте, и эту должность он занимал до конца своей жизни. Ему также было доверено управление пинакотекой, которая была создана рядом со Школой. Велики заслуги Амана и в становлении профессионального художественного образования в Румынии.
Теодор Аман. Цыганка. 1884г
В 1865 г. он организовал первую «Выставку живых художников», а в 1873 г. участвовал в учреждении Общества друзей изящных искусств, организовав также выставку произведений румынских и зарубежных художников. Таким образом, появление регулярных выставок произведений современных художников, а также создание первых художественных галерей в стране во многом обязаны деятельности Амана.
Теодор Аман оставался директором школы до своей смерти. В 1889 и 1890 годах он выставлял свои работы на выставках в Новом музее. На этом этапе своей карьеры он решил сосредоточиться на рисовании натюрмортов и небольших портретов.
Теодор Аман. Корзина фруктов
Художник умер 19 августа 1891 года из-за инфекции простаты.
В 1908 году его мастерская была преобразована в Музей Теодора Амана. Музей сегодня является одним из старейших мемориальных музеев Румынии. В доме сохранилась интимная атмосфера, типичная для периода Belle Époque, и хранится большая часть работ художника.
P. S.
Теодор Аман сыграл важную роль в истории румынского искусства и как разносторонний живописец, работавший в историческом, портретном и бытовом жанрах, и как общественный деятель, много сделавший для развития художественного образования и оживления выставочной жизни в родной стране. Теодор Аман посмертно был включен в список членов Румынской академии. В городах Бухарест, Бакэу, Бая-Маре, Крайова, Плоешти, Тимишоара есть улицы, названные его именем.
В 2014 году, в рамках празднования 150-летия со дня основания Национальной школы изящных искусств, Почта Румынии году выпустила в обращение почтовую марку с изображением Теодора Амана.
В том же контексте Национальный банк Румынии также в 2014 году ввел в обращение круглую серебряную медаль, на аверсе которой выгравированы портрет Теодора Амана, имя художника, здание Национального университета искусств и на реверсе — изображение медали, выполненное по проекту Теодора Амана.
Внук Теодора Амана – Горациу Димитриу – также стал известным художником, несмотря на то, что прожил недолгую жизнь. О нем мы расскажем в одной из последующих публикаций.
Материал подготовила: Тамара Хачатрян. В публикации использованы материалы издания radioromaniacultural.