Брэм Стокер своим готическим романом ужасов «Дракула» положил начало целой эпохе историй о вампирах. В этом образе он собрал множество легенд о нечистой силе сосущей кровь. Из-за популярности «Дракулы» многие другие книги ирландского писателя отошли на второй план.
Брэм Стокер
В действительности же Брэм Стокер — автор множества книг. Он работал в самых разных жанрах. После первого романа «Обязанности мелких клерков в Ирландии» (1879) выходили многочисленные книги, в том числе и для детей. Несмотря на успех некоторых из них, сегодня они практически забыты.
Бессмертие обрел только роман «Дракула», написанный в 1897 году. Эта книга — далеко не первое повествование о вампирах — стала настоящей классикой жанра, его эталоном и послужила причиной бурного всплеска всемирного увлечения «вампирской» темой, не утихающего по сей день. Стокеру удалось на основе различных мифов создать свой новый, необычайно красивый мир, простирающийся от средних веков до наших дней, от загадочной Трансильвании до уютного Лондона. А главное — создать нового мифического героя. Героя на все времена.
Обложка первого издания романа Брэма Стокера «Дракула», 1897г
Брэм (Абрахам) Стокер родился 8 ноября 1847 года в Ирландии, в Дублине. Третий ребенок в семье скромного государственного служащего, он из-за болезни долго не мог ходить. Но со временем болезнь отступила, и в Тринити-колледже, который он впоследствии с отличием закончил, Стокер прославился как легкоатлет и великолепный футболист. Активно участвуя в работе «Философского общества», Стокер вскоре сделался его председателем.
Рукописная страница романа «Дракула»
Несмотря на успехи в учебе, Стокер, следуя примеру отца, почти десять лет проработал в резиденции вице-короля. Впрочем, это не мешало ему, страстному театралу, регулярно выступать с рецензиями в дублинской газете «Ивнинг Мейл», хотя его газетный труд не оплачивался. Одновременно Стокер писал короткие рассказы. Государственная служба была оставлена, когда знаменитый английский актер Генри Ирвинг, которым Стокер восхищался всю жизнь, предложил ему сделаться директором-распорядителем театра «Лицеум», где Стокер и прослужил до самой смерти Генри Ирвинга.
Его кончину Стокер переживал настолько остро, что у него случился удар, и Стокер целые сутки не приходил в сознание. Преодолев болезнь, Стокер продолжил свои литературные занятия. Так в «Дейли кроникл» появилось его интервью с Уинстоном Черчиллем.
Умер Брэм Стокер в Лондоне 20 апреля 1912 года, оставив жену, урожденную Флоренс Бэлкам, знаменитую ирландскую красавицу, предложение которой среди прочих делал Оскар Уайльд, и единственного сына Ноэла.
Сегодня мы предлагаем вспомнить несколько других произведений классика, которые также заслуживают внимания.
«Проезд Примроуз», 1875г
Поскольку творчество Стокера характеризовали готика и романтизм, то и мелодрама не осталась в стороне. И именно на ней построен его первый роман «Проезд Примроуз». История доброжелательного, трудолюбивого ирландского джентльмена, который переезжает в Лондон в поисках лучшей жизни - типичная история невинной души в большом и коррумпированном городе. И в данном случае одну из ключевых ролей в падении героя играет алкоголь, который приводит к кровопролитию. Истории, разбитые на несколько частей, были невероятно популярны в то время, поэтому «Проезд Примроуз» прекрасно устроился в одном ирландском еженедельнике.
«Под закатом», 1882г
Конечно, трудно представить автора самого знаменитого романа о вампире в роли детского писателя, но Брэм Стокер в 1881 году написал сборник рассказов для молодых читателей. И, представьте, обошелся без Дракулы. Восемь рассказов с 33 иллюстрациями к ним стали примерами ранней литературы в стиле фэнтези.
«Тайна моря», 1902г
В «Дракуле» Стокера Мина Харкер является символом «новой женщины», то есть прогрессивной женщины XIX-го века, которая утверждала свою независимость от мужской власти. Она одинокая умная учительница, которая много работает, чтобы зарабатывать на жизнь. Подобный гендерный аспект автор исследует и в романе «Тайна моря» - романтическом приключенческом триллере со сверхъестественными поворотами. Марджори Дрейк, главная героиня, также прекрасно образована и несколько мятежна. Она даже ввязывается в испано-американскую войну. Но традиционные концепции женственности изобилуют, что создает некую напряженность. Это одна из самых сложных историй Стокера, балансирующая между серьезными темами и сочными моментами о похищении людей и шифрах.
«Сокровище семи звезд», 1907г
Мистика, фантастика и потусторонние силы - постоянные спутники книг Брэма Стокера. Этот роман не исключение. Писатель только подогрел интерес, проявив себя большим знатоком древней страны, ее погребальных обрядов, мумификации, культуры и искусства и, даже, моды. После первой публикации, в 1903 году, роман получил множество упрёков от критиков и читателей за его ужасную (мрачную) концовку. Когда роман переиздавался в 1904 году в Нью-Йорке и Лондоне, оригинальная концовка была сохранена, но когда Стокер попытался опубликовать роман ещё раз, незадолго до своей смерти в 1912 году, ему сказали, что для этого он должен изменить финал. В результате, Стокер удалил главу XVI «Powers – Old and New» и написал новую, счастливую концовку.
«Дама в саване», 1909г
Стокер позаимствовал фирменный эпистолярный стиль, который так удачно использовал в «Дракуле», для своего предпоследнего романа 1909 года «Дама в Саване», который также состоит из писем и отрывков из дневника. И здесь вновь появляются вампиры и романтика, хотя у «Дымы в Саване» куда более счастливый конец, чем у её трагического предшественника. Действие романа разворачивается в самом начале Балканских войн. Стокер рассказывает историю молодого Руперта Сен-Леже, которому дядя завещает огромное наследство. Но при одном условии: Руперт должен жить в его замке в течение года. Во время одной из ночей Руперта посещает таинственная дама в саване, которая может быть посланницей нечистых сил.
«Знаменитые самозванцы», 1910г
Брэм Стокер прославился благодаря ужасам, оккультизму и фольклору, но на самом деле он был большим скептиком. Паранормальным явлениям или суеверным убеждениям он предпочитал науку и рациональную мысль. И во многом его «Дракула» - это противостояние между этими двумя силами, которое было достаточно сильно в викторианской Англии. В своём последнем публицистическом произведении Стокер разоблачал обманщиков и мистификации, вникая в такие темы, как магия и колдовство.
«Логово белого червя», 1911г
Это последний роман Брэма Стокера, который в 1988 году был экранизирован Кеном Расселом с Хью Грантом в главной роли. Как сказал об этом фильме знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт:
«В этом фильме есть все, чего вы могли бы ожидать от фильма с названием «Логово белого червя». В нем есть логово, в нем есть червь, и червь - белый. Также, разумеется, есть в наличии и разнообразные кричаще-вопящие жертвы, которых бросают на съедение титульному персонажу».
Поклонники Стокера также остались не в восторге от фильма. Но, как бы там ни было с киноадаптацией, роман «Логово белого червя» остается вторым по популярности произведением писателя после «Дракулы». Он основан на легенде о Лэмбтонском Черве, который повествует о битве человека с огромным червем, терроризирующим местную деревню.
«Гость Дракулы и другие странные рассказы», 1914г
Мы лишь слегка обманываем, добавляя эту книгу – сборник рассказов Брэма Стокера, который был опубликован посмертно в 1914 году. И, как полагают, он содержит удаленную первую главу из оригинальной рукописи Дракулы. Уже в самых первых строках англичанин, прибывший в Европу по деловым вопросам, слышит загадочное предостережение о Вальпургиевой ночи, главном шабаше ведьм. Но, не смотря на название, в самом рассказе речь идет о волке. Также в сборник вошли произведения «Скво» и «Захоронение крыс». Эти короткие рассказы были написаны во время медового месяца Стокера с Флоренцией Балькомбом в Париже. Речь идет о страшных встречах путешественника во Франции – или о том, что автор называет «городом пыли».
Материал подготовила: Тамара Хачатрян