Немецкий поэт Генрих Гейне называл Джоаккино Россини «солнцем Италии», отмечая исключительную роль, которая досталась гениальному композитору в развитии оперного искусства страны. За пределами родного государства Россини воспринимали как весьма загадочную личность и талантливого автора комедийных и героических опер, отличительная черта которых заключается в невероятной мелодичности вокальных и инструментальных партий. Его музыка не теряет актуальности. Творческое наследие со временем, как хорошее вино, истинным ценителем которого был маэстро, обретает «выдержку», позволяющую лучше прочувствовать величие гениального создателя.
Франческо Айец. Портрет Россини, 1870г
Примерно до 23 лет Россини предпочитал мимолётные увлечения серьёзному роману. У него было много любовниц, большинство из которых являлись способными вокалистками. Одна такая интрижка даже спасла жизнь композитору. В 1812 году территория северной Италии была подчинена власти Наполеона. Французский император, готовясь к походу в Россию, объявил тотальную демобилизацию. Россини подлежал призыву, и только заступничество своей любовницы спасло композитора от неминуемой гибели на полях сражения с русскими, где погибло в общей сложности около 90 тысяч итальянцев. Доброй феей оказалась Мария Марколини, имевшая влияние на младшего брата амбициозного лидера французской армии.
Биография Россини гласит, что в 1815 году Россини познакомился с женщиной, которая впоследствии стала его законной супругой. Избранницей оказалась Изабелла Кольбран, которая на момент знакомства с оперным гением состояла в связи с антрепренёром, сотрудничавшим с оперным театром в Неаполе.
Изабелла Кольбран
Любовный треугольник просуществовал недолго. Джоаккино и Изабелла поженились в 1822 г. Семейная жизнь изначально складывалась в гармонии. Стремясь, чтобы его возлюбленная блистала на сцене, Джоаккино целиком сосредотачивается на написании опер, где главные женские вокальные партии предназначены сопрано. Изабелла получила ведущую роль в постановке «Елизавета, королева Англии», предстала в образе Дездемоны в опере, написанной по шекспировской трагедии, примерила амплуа нимфы в «Деве озера», была задействована на первых ролях в операх «Армида» и «Семирамида».
Сложности начались тогда, когда певица стала стремительно терять голос. Впав в затяжную депрессию, талантливая дива пыталась бороться с утратой возможности профессиональной реализации деструктивными способами. Женщина пристрастилась в выпивке и азартным играм, находя утешение в мнимом забытьи и пагубных страстях. Брак распался.
В 1837 году маэстро заявил о расставании с Изабеллой. Его новой спутницей жизни стала Олимпия Пелиссье, с ней Россини уже встречался в течение 15 лет, но не афишировал эту связь. Женщина с туманным сомнительным прошлым была верным другом композитора, а в 1846 году вышла за него замуж. В обществе Олимпии композитор обретал необходимое утешение, моральную опору, поддержку. Эта женщина активно боролась с приступами депрессивного, упаднического состояния мужа и стремилась всякими путями вернуть его к активной творческой деятельности. Именно по её настоятельной рекомендации в середине 50-х годов Россини переехал в Париж из Италии.
Олимпия Пелиссье
Переезд ознаменовал новую страницу в жизни, она не была отмечена созданием новых опер, однако вдохновение для написания цикла изящных пьес композитор нашёл силы отыскать. Произведения для фортепьяно «Четыре закуски и четыре десерта» из сборника с обманчиво мрачным названием «Грехи старости» стали музыкальным воплощением сразу двух страстей автора: к вкусной пище и классической лёгкой музыке в нестрогом формате. Олимпия находилась рядом с мужем вплоть до его последних дней. Россини умер у неё на руках в 1868 г.
Интересные факты
— В начале 1816 года руководство римского театра Аржентина поручило композитору создать новую оперу, премьера должна была быть приурочена к открытию ежегодного карнавала. Россини предоставил на утверждение множество вариантов либретто, но все они были отвергнуты по политическим соображениям. Сроки поджимали, в спешке Россини решил начать работу по сюжету комедии «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». Зная, что опера по названной комедии уже существует, композитор обратился к её автору Джованни Паизиелло за разрешением использовать тему в аналогичном жанре. Пожилой итальянец благосклонно позволил молодому дарованию работать по пьесе, будучи уверенным, что Россини ждёт неминуемый провал. Самонадеянные ожидания не оправдались.
— Премьера «Севильского цирюльника» породила громкий скандал. В первых рядах в зрительском зале разместились ярые поклонники Паизиелло. С самого начала они были намерены сорвать постановку, по ходу действия громко смеялись, кричали, а в завершение выпустили на сцену кота. Россини был шокирован. Он покинул театр и отправился в гостиницу, где заперся в номере и никого не пускал в апартаменты.
— Вторая постановка «Севильского цирюльника» увенчалась триумфом. Публика аплодировала и требовала автора на сцену. Однако обиженный и оскорблённый Россини так и не появился перед слушателями, несмотря на просьбы, уговоры и мольбы импресарио.
— В 1817 году Россини, уже зарекомендовавший себя как мастер оперы-буфф, в творчестве обозначил стремление к написанию более сложных в драматическом плане произведений. «Сорока-воровка» стала тому фактическим подтверждением. Опера, создаваемая на заказ, должна была быть готовой к обозначенному в договоре сроку. Однако Россини тянул с написанием партитуры до последнего; тогда измученный проволочками импресарио запер композитора в кабинете и приставил к входу охрану. Свободу автор обрёл только, целиком закончив работу. Необходимость укладываться в срок Россини ненавидел всей душой, но признавал, что именно она провоцирует вдохновенный настрой.
— Согласно биографии Россини, в 1819 году композитор привёз свою оперу «Сорока-воровка» в родной городок Пезаро. Во время сценического действа несколько человек из зала учинили скандал, они вели себя вызывающе, кричали, свистели, угрожали оружием. Россини был так напуган, что мигом покинул театр, с наступлением сумерек уехал из города и больше никогда не презентовал на малой родине свои творения. Причиной же «диверсией» оказалась капризная бывшая жена короля Георга IV, чья власть простиралась над Ирландией, Ганновером и Великобританией. Взбалмошная особа на тот момент прочно обосновалась в Италии, она многократно приглашала Россини посетить свой салон, но тот отказывался, испытывая крайнюю неприязнь к самовлюблённой невежественной даме. Сорвать постановку Россини в Пезаро было идеей обиженной принцессы, щедро заплатившей маргиналам за организацию скандала.
— В 1822 году состоялась знаковая встреча итальянского творца с немецким композитором Людвигом ван Бетховеном. Россини на тот момент исполнилось 30, его визави — 51. Бетховен на тот момент уже страдал потерей слуха, но печальное обстоятельство не влияло на его осведомлённость в мире музыкального искусства и способность к сочинительству. Немецкий пианист настойчиво порекомендовал Россини не писать ничего, кроме комических опер, ибо во всём другом будет неизменно усматриваться насилие над его естеством. При этом Бетховен высоко оценил «Севильского цирюльника» и отметил: это произведение не сойдёт со сцены, пока существует как явление итальянская опера.
— Встреча с Бетховеном в австрийской столице поразила Россини до глубины души и вызвала целый спектр разноплановых эмоций. Во-первых, итальянец был неприятно удивлён: гениальный композитор выглядит совершенно неопрятно и живёт в скромных условиях, граничащих с откровенной нищетой. Во-вторых, Джоаккино сильно задели слова о том, что тот априори не может создавать серьезную музыку, ввиду недостатка образования, не позволяющего отобразить глубину подлинной человеческой драмы. Обиды и разочарования Россини в разговоре не выказал, но слова запомнил и всячески стремился доказать самому себе и всему музыкальному сообществу обратное, постоянно посягая на сложные по драматургии исторические и мифологические сюжеты.
— Чувствительный и чересчур мнительный нрав композитора проявлялся в различных ситуациях на протяжении всей жизни. Он интуитивно отрицал и не принимал технический прогресс, демонстрация которого повергала композитора в состояние ступора, шока, тяжёлого потрясения. Такая реакция возникла, когда Россини вынужден был преодолеть по воде расстояние между континентом и британскими островами. Композитор добрался до Англии на пароходе, а по приезду неделю провалялся в постели, ссылаясь на сильнейшее недомогание: так сильно испугал маэстро морской круиз. Лондон Россини покидал с твёрдым намерением никогда туда больше не возвращаться, несмотря на высокие гонорары, признательность и благодарность публики, в числе которой были и представители монаршей династии. Путешествие на поезде, предпринятое в 40-х годах, также обернулось неприятными последствиями для ранимой психики композитора.
— Перешагнув порог 40-летия, Россини погрузился в пучину вязкой, затяжной депрессии. Он продолжал работать, но к оперному жанру не возвращался. Здоровье его пошатнулось, многочисленные недуги серьёзно омрачали существование и не позволяли вести привычный образ жизни. Россини страдал от бессонницы, при этом жаловался на апатию и сонливость. Его мучили головные боли и периодически обостряющиеся болезни, связанные с расстройством кишечника. В определенный момент композитор вовсе отошёл от дел, лишь изредка присаживался за пианино, предпочитая играть при приглушённом свете. Супруга неоднократно отмечала: оставаясь в одиночестве, он плакал.
— В 1860 году Россини принимал у себя в гостях Вагнера, композитора, творчество которого итальянец считал пафосным и не лишенным смысловых и структурных изъянов. Диалог между двумя музыкантами состоялся в весьма мажорных тонах, оба не скупились на лестные выражения. Однако Россини отчасти лукавил, в беседах с близкими товарищами он замечал, что каждому интересному, с точки зрения музыкального оформления, эпизоду в произведениях Вагнера предшествует час откровенно плохой музыки. Однажды Россини признался, что партитуры Вагнера лучше исполнять снизу вверх, а не в оригинальном порядке.
— Биография Джоаккино Россини легла в основу нескольких кинолент. В 1942 году режиссёр Марио Боннар представил фильм «Россини», где главная роль досталась Ламберто Пикассо. События охватывают самый насыщенный период жизни композитора, связанный с переездом в Неаполь и знакомством с исполнительницей Кольбран, которой сужден было стать его первой женой. В 1991 году Марио Моничелли снял фильм «Rossini! Rossini!», где образ маэстро воплотил Серджо Кастеллитто. Музыкальная драма отображает композитора в преклонных годах, повествование разворачивается в формате воспоминаний мэтра о далёком детстве, бурной молодости и плодотворном творчестве. В 1996 году вышла в прокат лента «Призрак Россини» Дэвида Девайна.
— Россини был гурманом и кулинаром, называя высокую кулинарию и прекрасную музыку «двумя деревами одного корня». Министры, послы и аристократы мечтали попасть на его роскошные приемы, где хлебосольный и остроумный хозяин предлагал изысканные блюда собственного сочинения. Винный погреб Россини был полон вин: от бутылок раритетной мадеры до белого вина из Йоханнесбурга, которым его снабжал Меттерних, и от марсалы до портвейна из запасов короля Португалии, фанатичного поклонника композитора. Его друг барон Джеймс Майер де Ротшильд как-то прислал маэстро потрясающий виноград из своей оранжереи. Россини ответил с иронией, что, мол, благодарен, но не испытывает особой нужды в «вине из пилюль». Ротшильд намёк понял и послал другу своего прославленного «Шато-Лафита». Увы, гастрономическая невоздержанность привела к естественному результату: ближе к концу жизни Россини страдал ожирением и болезнью желудка. Он лечился на французских и немецких курортах и был вынужден постоянно соблюдать строжайшую диету. Однако сохранившиеся письма с этих курортов полны подробных описаний обедов, ужинов и рецептов продегустированных им блюд и вин. Существует множество рецептов блюд, названных в честь прославленного композитора. Но что самое неожиданное — оперный гений отметился и в современной массовой кухне: в Пезаро, на его родине, подают весьма смелое новшество — пиццу «Россини» с яйцами и майонезом.
Творчество Россини
«Итальянский Моцарт» создал 32 камерных произведения, 14 альбомов вокальных и инструментальных пьес, в отношении духовной музыки наибольшую популярность обрела «Маленькая торжественная месса» и «Stabat Mater». Однако известность и признание настигли композитора в качестве автора опер.
Джоаккино Россини написал 39 опер, 27 из них — были созданы в плодотворный период с 1812 по 1819 гг. Лёгкость, преобладание песенных мотивов характеризуют произведения, созданные в комическом жанре. Музыкальное оформление образов, продуманная структура, динамичность в отражении действий описывают оперы драматической и героической направленности относительно сюжета. Личный подход автора к творчеству очевидно был тесно связан с изменчивым нравом публики. Россини чувствовал, что вынужден откликаться на негласные предпочтения слушателей, которые уже к середине XIX столетия стали заметно более лояльно относиться к либретто в стиле романтизма, столь любимая итальянцем классика постепенно отходила на второстепенный план.
Отличительной чертой творчества Россини, помимо феноменальной скорости работы, является тенденция заимствования. Автор часто переносил мелодии из увертюр и других частей оперы из одного произведения в другое, виртуозно вписывая их в общий контекст так, что они оставались узнаваемыми, но обретали совершенно оригинальное «прочтение». Отрывки из увертюры к опере «Пробный камень» оказались в опере «Танкред», а вступление к «Аврелиан в Пальмире» имеет завершение, сходе с финальной частью увертюры «Севильского цирюльника». Россини объяснял подобное обстоятельство тем, что повторным использованием старался спасти лучшие фрагменты, изначально оказавшиеся вписанными в неудачные, по его мнению, партитуры.
Россини называют мастером увертюр. Он создавал уникальные музыкальные шедевры по чёткой, всегда «работающей», формуле: медленное начало, простые запоминающиеся мотивы, возрастание динамики, превращающееся в яркую кульминацию через выразительное крещендо. В этом отношении отказ от строгого следования сонатной структуре в пользу свободы применения средств выразительности складывалось в беспроигрышную стратегию, описывающую своеобразный почерк маэстро.
P. S.
Россини неустанно расширял границы собственного таланта, не желая оставаться заложником одного жанра. Его главным соперником было время: оно неумолимо неслось вперёд, порождая новые веяния и таланты, которые им соответствовали. Тяжело воспринимая прогресс, Россини не мог примирить свой гений с динамично развивающимся изменчивым миром. Затворничество стало его «раковиной», а сам он превратился в жемчужину, редкую, уникальную, ослепляющую не меркнущим с годами блеском.
По материалам soundtimes