Чаще всего у людей на портретах кольца надеты на мизинец, либо на мизинец и указательный палец. На безымянном и большом пальце кольца встречаются почти поровну, но, крайне редко — на среднем.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Клевской, 1539г
Жесткого свода правил (на каком пальце, и на какой руке носить кольцо), никогда не существовало, хотя в Древнем Риме был определенный порядок ношения колец, поскольку в те времена каждый палец имел свое «значение». Что ж, попробуем разобраться в символике колец и пересчитаем их по пальцам.
Лукас Кранах Старший. Портрет молодой женщины, 1530г
Кольцо лучника или Марсов корень
Украшение на большом пальце в большинстве случаев воспринимается как символ богатства и влияния. Большой палец также часто связывают с воинственным Марсом и мужской силой (ведь в далекие времена мужчины надевали кольцо для стрельбы из лука). Поэтому в старину наличие кольца на большом пальце ассоциировалось с мужеством и способностью владеть оружием.
Лукас Кранах Младший. Портрет курфюрста Иоахима Бранденбургского, 1555г
Во времена Георга I в Англии на большой палец перемещали обручальное кольцо.
Бартоломеус ван дер Гельст. Абрахам дель Курт и Мария де Каарсгитер.
Перст указующий
Еще со времен, когда люди исключительно из высших сословий носили гербовые печатки, солидная печать на указательном пальце мужчины считалась олицетворением власти и привилегированности, свидетельствовала о лидерстве и амбициях. Поэтому в некоторых регионах Европы украшать «перст указующий» было запрещено для лиц ниже определенного статуса.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII, 1540г
Крупные кольца и перстни красовались на указательных пальцах множества известных правителей и полководцев, таких как Цезарь, Наполеон Бонапарт, кардинал Ришелье, Иван Грозный. При этом, считается, что кольцо на указательном пальце левой руки свидетельствует о мании величия, а на правой — о рассудительности его владельца.
Если присмотреться к историческим портретам, на которых изображен Король Генрих VII, то можно увидеть крупные перстни на указательных пальцах обоих его рук. Истории известно, что король прославился как великий монарх своего времени, реформатор, но еще и как человек неуравновешенный.
Перстни, как правило, овальной формы, символизировали принадлежность к какому-то братству, членству в организации и т. д. На этом же пальце носили «клейноды», которые полагалось награжденным высоким орденом.
Квентин Массейс. Портрет Эразма Роттердамского, 1515г
Кстати, еще в первой половине 19 века обручальные кольца — гладкие, без камней (строго говоря — это венчальное кольцо, а обручальное, обычно, с небольшим камешком, жених дарил невесте во время помолвки), — носили на указательном пальце. На картине Василия Пукирева «Неравный брак» можно увидеть, как девушка протягивает именно указательный палец правой руки священнику.
Василий Пукирев. Неравный брак, 1862г
Безопасное равновесие
Вглядываясь в портреты, можно обратить внимание, на то, что на средний палец кольца «одевали» на удивление редко, отчасти, по-видимому, потому, что он находится рядом с указательным, и два кольца рядом — помеха для различных мелких действий. Так что и символики особой в таком расположении нет, разве что благодаря центральному расположению кольцо на среднем пальце воплощает равновесие.
Жорж де Фёр. Раздумья
Дела сердечные
Считается, что кровь по венам от безымянного пальца левой руки идет прямо к сердцу, и именно по этой причине на нем носят обручальное кольцо в большинстве стран.
В средневековой Европе обручальные кольца вообще носили на разных пальцах. В то же время, украшение на этом пальце может означать, что его владелец только собирается вступить в брак (помолвочное кольцо). Таким же образом могли носить кольцо обещания (романтического обещания), несмотря на то, что за таким расположением кольца закреплен статус официального предложения.
Хуан Пантоха де ла Крус. Изабелла
Для натур тонких
Ношение колец на мизинце, как правило, связывают с интеллектом и творчеством. Перстенек на этот палец выбирает тот, кто хочет «заявить» о себе, поскольку мизинец с кольцом непроизвольно привлекает внимание. К тому же он меньше других ассоциируется с какими-либо культурными и религиозными традициями и поэтому говорит исключительно о недюжинной индивидуальности.
Рогир ван дер Вейден. Мужчина держит книгу, 1430г
Мизинец правой руки: в XIX и начале XX века в ряде стран два кольца на мизинце показывали, что человек был женат (кольцо развода). Нижнее кольцо было обручальным, поверх надевался перстень. В Великобритании и других западных странах мужчины на левом мизинце носили кольцо-печатку, и во многих семьях они передавались из поколения в поколение.
С выходом на художественную сцену изысканно пряного модерна, многочисленные украшения свидетельствовали, как правило, о творческих исканиях их владельцев.
Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910г
Сегодня в большинстве случав сакральное значение украшений кануло в область преданий, и кольца на пальцах соответствуют, в лучшем случае, ситуации: вечеринка, офис, прогулка… Наши современники остались верны исключительно традиции обмениваться обручальными кольцами. Надолго ли?
По материалам artchive.