Страницы из истории живописи: красноречивые детали для раскрытия образа: кольцо – символ в искусстве - RadioVan.fm

Онлайн

Страницы из истории живописи: красноречивые детали для раскрытия образа: кольцо – символ в искусстве

2022-07-20 21:06 , Минутка истории, 218

Страницы из истории живописи: красноречивые детали для раскрытия образа: кольцо – символ в искусстве

Порой достаточно одного взгляда, чтоб оценить, кто перед тобой. В истории культуры на этот счет существовали тысячелетние традиции, правила, предписания, ограничения. И в живописи ювелирные украшения были далеко не главными, но, весьма красноречивыми деталями для раскрытия образа.

Неброские, скромные перстни обитателей Древнего мира несли важную информацию о своих владельцах и свидетельствовали исключительно об их статусе, принадлежности к определенному кругу, особом положении и ценились, прежде всего, именно за это.

В Древнем Риме правом носить определенные драгоценности обладали только сенаторам, позднее также всадникам, а позднее, с императорского времени — всем свободнорожденным. Передача перстня еще тысячу лет символизировала легитимность власти, победу над соперником. Именно перстень и отрубленную голову Помпея вручили Юлию Цезарю в знак триумфа. А пресловутое кольцо Папы Римского — «кольцо рыбака», которое уничтожалось после смерти владельца, — стало символом неограниченной власти.

Филиппо Беллини Портрет Папы Сикста V, XVI век

О вере, дружбе и любви кольца заговорили намного позже уже в позднем Средневековье. Монархи по-прежнему старались ограничивать своих вассалов в роскоши и использование золота, как и драгоценных камней, по-прежнему, регламентировалось эдиктами и законами.

Однако со временем у колец появилось немало дополнительных значений. Например, в XVI—XVII веках в ювелирное искусство проникла тема «memento mori» («помни о смерти»). Декорированные, как правило, черной эмалью кольца с изображениями черепа, скелета, цитатами из Священного писания или горестными изречениями: «Мой час пришел», «Молитесь за меня, ушедшего от вас» и т. п. Эти предметы дарились в память об ушедшем родственнике или друге, как напоминание о бренности бытия. В связи с этим стоит пристальнее вглядеться в портрет Генри Ризли кисти Джона де Критса. Художник неспроста оставил одну кисть без перчатки, чтобы зритель мог рассмотреть перстень с черным камнем на левом мизинце. Это не просто украшение: за ним стоит драматическая история его владельца.

Джон Де Критс. Портрет Генри Ризли, графа Саутгемптона, 1603г

Как известно, Ризли участвовал в мятеже под предводительством графа Эссекса и вместе с ним был приговорен. Но учитывая юный возраст (27 лет), казнь заменили пожизненным заключением (об этом говорит висящее на стене изображение Тауэра), и даты его пребывания в Тауэре: 1601−1602−1603 за левым плечом. Факты указывают на то, что на пальце Генри Ризли надето траурное кольцо в память о графе Эссексе.

Про обручальные, венчальные и помолвочные кольца написано немало. Обычай обмениваться кольцами в знак укрепления брачного союза уходит корнями в жаркие пески Древнего Египта. У каждого народа сложились свои традиции на этот счет, зная которые, можно раскрыть тайны прошлого. Так произошло с картиной Рембрандта, получившей название «Еврейская невеста». Полотно долго не давало покоя искусствоведам. Споры о том, кто изображен на парном портрете, длились не одно столетие. Именно кольцо на указательном пальце, которое старательно предъявляет миру девушка, через полтора столетия и дало основание исследователям утверждать, что на полотне изображена невеста. Еврейская невеста Рембрандта.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Исаака и Ребекки, или Еврейская невеста, 1669г

Великая французская революция 1789 года и последовавшие за ней события внесли коррективы в модные тенденции. Революционные законы требовали от мужчин и женщин отказа от внешнего украшательства. Поэтому на некоторое время количество украшений сократилось до минимума. В первые годы безопасно было носить лишь украшения, прославляющие ее героев, а то и вовсе окантованные камни разгромленной Бастилии. Эпоха Директории избавила от страха обладания роскошью и ознаменовала расцвет стиля ампир. Как дань античности, на передний план выступило ренессансное представление о красоте тела. Подруги наполеоновских соратников уже не стеснялись носить драгоценности, полностью обнажая руки, дамы начали активно их украшать: браслеты носили и чуть ниже плеча, и на запястье, кольца унизывали все пальцы. Женщина превратилась в «витрину» благосостояния мужчины и его положения в обществе.

Жан Огюст Доминик Энгр. Мадам де Сенонн, 1814г

Однако, стоит отметить, что в большинстве случаев, персонажи — святые, античные боги и богини, да и портретируемые, — изображенные на картинах различных эпох, не злоупотребляли кольцами. Но, зато щедро украшали себя жемчугами.

Йос ван Клеве. Портрет Элеоноры, королевы Франции

Продолжение следует…

Заглавная иллюстрация: фрагмент картины Жана Огюста Доминика Энгра «Портрет Жозефины Мари Полин»

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть