Проспект Месропа Маштоца — одна из главных магистралей Еревана — заканчивается расположенным на возвышенности зданием Института древних рукописей Матенадаран, построенным в конце 1950-х. Строгий и лаконичный главный фасад Матенадарана украшают высокий арочный проём центрального входа и глубокие ниши, выполненные в духе армянского зодчества XII–XIII веков.
Вдоль фасада Матенадарана, по обе стороны от входа, выстроились статуи видных деятелей, стоявших у самых основ армянской науки и искусства. У стен хранилища древних рукописей увековечены образы художника-миниатюриста Тороса Рослина (XIII век), философа и богослова Григора Татеваци (XIV–XV века), географа и астронома Анании Ширакаци (VII век), «отца армянской историографии» Мовсеса Хоренаци (V век), богослова, правоведа и баснописца Мхитара Гоша (XII–XIII века) и поэта Фрика (XIII век).
«Возглавляет» весь этот стройный ряд памятник основоположнику армянской письменности и литературы Месропу Маштоцу. Рядом с ним — фигура его ученика и биографа Корюна. Позади — 36 букв армянского алфавита и орёл с мечом и щитом. Одной рукой Маштоц указывает на алфавит, другой — на орла. Так он «говорит», что «они [буквы, письмена] — духовный хлеб, и щит и меч» армянского народа. По соседству со скульптурной группой на стене высечена фраза «Ճանաչել զիմաստություն և զխրատ, իմանալ զբանս հանճարոյ» («Познать мудрость и наставления, понять изречения разума»). Именно эти слова из книги Притчей Соломоновых первыми были переведены на армянский язык.
В 1960-х годах путешествовавший по Армении фотограф Всеволод Тарасевич запечатлел процесс создания памятника Месропу Маштоцу. На сделанной им фотографии мы видим за работой скульптора Гукаса Чубаряна. Среди памятников, расположенных у фасада Матенадарана, им была также выполнена и фигура Мхитара Гоша.
Гукас Чубарян — автор многочисленных работ, которые стали символами армянской столицы. Будущий скульптор родился 16 июня 1923 года в Ереване. В 1950 г. окончил Ереванский государственный художественный институт по мастерской Ара Саргсяна. Еще будучи студентом училища, он начал участвовать на республиканских, а в дальнейшем на всесоюзных, зарубежных и международных выставках.
Творческие интересы Г. Чубаряна определяются большим разнообразием в области монументальной, станковой и монументально-декоративной пластики. Его ранние тематические произведения из цикла «Люди и годы», принесшие художнику известность, уже говорили о серьезном выборе темы философского плана и о исполнительском мастерстве.
В 1950-1955 годах он преподавал в Ереванском художественно-театральном училище, с 1968 года — в Ереванском педагогическом институте, профессор с 1978 года. Скульптор занимался монументальной, станковой, монументально-декоративной пластикой, стал автором ряда памятников: Е. Чаренцу в Ереване (1956), О. Иоаннесяну в Эчмиадзине, О. Туманяну в Ереване и Дсеге (1969), Славы павшим героям в селе Ваагн (1969), а также и скульптурных портретов: медеплавильщиков А. Агваняна и С. Арзуманяна (1956), инженера Аствацатряна (1958), Комитаса (1972 и 1976), художника Г. Вардаряна (1974), академика Мазманяна (1979), академика И.М. Франка (1982), академика Н.Н. Боголюбова (1987), М. Сарьяна (1981), скульптора Л. Ланкинена (1987), академика И.А. Орбели (1987, вестибюль здания АН Армении).
В 1972 году выдающемуся армянскому скульптору Гукасу Чубаряну, всю жизнь прожившему в Ереване и украшавшему его своими работами, было присвоено почётное звание народного художника Армянской ССР. Гукас Григорьевич Чубарян скончался 23 марта 2009 года в Ереване.
В публикации использованы материалы armmuseum, vstrokax.net.