«Пэпо» — одна из известнейших комедий Габриэла Сундукяна, столь полюбившаяся читателям. Именно эта пьеса во многом создала репертуар армянского театра и именно она легла в основу первого армянского звукового фильма Амо Бек-Назаряна.
Габриэл Сундукян
Писателя Габриэла Сундукяна по праву считают основателем армянской реалистической драматургии. В 1860-1870-е годы, в эпоху разрушения старых и зарождения новых общественных отношений, он был поглощен проблемами современности, отражая их в своих произведениях. Сундукян стал одним из духовных вождей нового армянского театра. Его драматургия воспитала в традициях реализма целые поколения деятелей национальной сцены.
Комедия «Пэпо», так же как «Хатабала» и «Еще одна жертва», создала репертуар армянского театра. Пьесу ставили везде, где был армянский зритель. Стремясь сделать комедию доступной широкой публике, ее переводили с диалекта на диалект, на западноармянский литературный язык. Ее ставили в отдаленных деревнях, даже в Эчмиадзине, где находится Кафедральный собор, убрав из пьесы женские роли. Первый исполнитель роли Пэпо на армянской сцене Георг Чмшкян стал и первым актером, исполнившим эту роль на грузинской сцене. Грузинский театр воспитал великолепных исполнителей «Пэпо», комедия переводилась и на русский язык, и на французский. В Париже пьесу читал Александр Дюма.
Дореволюционная печать полна разноречивых суждений о «Пэпо». Писали о комедии либералы, консерваторы, демократы, марксисты. Пьеса и как литературное, и как сценическое произведение оказала большое влияние на общественное мышление. Затронутые в ней проблемы социальной жизни волновали всех, особенно демократические круги общества. Считалось, что эти проблемы не решить в буржуазном обществе. Произведение Сундукяна основательно поколебало это мнение. Буржуазная мысль боялась комедии, предлагая всевозможные компромиссы в решении проблем, поставленных в «Пэпо».
Ваграм Хачикян. Иллюстрации к «Пэпо», 1962. Из коллекции Национальной галереи Армении
Характерна следующая деталь. В финале спектакля актер в роли Какули, друга Пэпо, опускал руку на плечо купца Зимзимова — и это воспринималось как символ его избиения. Увидев это, демократическая молодежь ликовала, а либералы в печати требовали извиниться перед залом за недозволенную мизансцену. Пьеса «Пэпо» возбуждала чувства социальной ненависти к эксплуататорам и рассматривалась как оружие в борьбе с ними.
Изучение первой рукописи «Пэпо» доказывает, что Сундукян в ряде сцен воспроизвел эпизоды амкарского движения 1865 года — политического протеста армянской интеллигенции против царящей в Тифлисе несправедливости. Главный герой в рукописном варианте пьесы выступает как активная, склонная к решительным действиям натура. Однако к премьере комедии в апреле 1871 года, а затем и в первом печатном издании в 1876 году пьеса была отредактирована автором с целью подчеркнуть в герое мыслителя, углубить психологическую характеристику действующих лиц.
Афиша фильма «Пэпо». «Арменкино», художник И. Коваленко, 1966. Из коллекции Государственного центрального музея современной истории России
Так, в процессе редакционной работы выпали слова и фразы, напоминающие события амкарского бунта. Это было сделано еще и по той причине, что сам Сундукян находился под следствием по делу амкаров. Царская цензура категорически запрещала писать о восстании. И хотя автор сократил отсылающие к амкарскому движению реплики, его дух, социальные обобщения большого масштаба остались в комедии для характеристики не одной только эпохи 60-х годов, но и последующего времени, когда народ и буржуазия продолжали борьбу.
Чем потрясала современников комедия «Пэпо»? Правдой жизни, правдой о трагедии народа. Пьеса полна живых картин, отображающих социальные противоречия. Народ в пьесе представлен образами Пэпо, Шушан, Кэкэл, Гико, Какули. Рыбак Пэпо поднят Сундукяном на небывалую высоту: Пэпо не только человек, влюбленный в свой труд, но и поэт, воспевающий его. Подвиг писателя состоял в том, что он впервые в литературе показал полноценный, многогранный образ человека из народа, ищущего ответ на сложные вопросы социального бытия.
За сестру Пэпо Кэкэл обещано приданое в 100 туманов. Но деньги эти присвоены купцом Зимзимовым. И жених, не желая долго ждать, отказывается от Кэкэл. Пэпо занимается решением этого дела лишь для того, чтобы спасти сестру от позора. Хоть и крепка еще сила инерции обычаев, для Пэпо они уже ничего не значат. Легко сбросить груз обычаев прошлого, когда народ стоит перед неразрешимыми вопросами политической и экономической жизни. Величие духа Пэпо состоит в том, что он пришел к полной победе в своем мышлении об эпохе, о классовой, эксплуататорской сущности зимзимовых.
Заслуга Сундукяна в том, что простые люди из народа показаны им высоконравственными, идейными, честными. Они наделены высокими человеческими качествами, моральное преимущество на их стороне. Эстетический идеал драматурга был олицетворен в народных мечтах о справедливой жизни. Реализм Сундукяна воспроизводил картины жизни точно, обобщенно. Пьесу можно читать как художественную поэму в лицах.
Вачаган Теванян. Обложка к пьесе «Пэпо», 1950. Из коллекции Национальной галереи Армении
В армянской драматургии и литературе того периода утверждались принципы создания конкретных и типических характеров, ставшие принципами классического, реалистического искусства. Сундукян же — непревзойденный мастер в создании этих характеров. И особенно ярко выразился его талант в комедии «Пэпо». Каждое действующее лицо здесь — тип, конкретный человеческий образ. А в качестве тончайшего инструмента характеристики такого образа выступает язык — тифлисский диалект.
Арутюнян С. Габриэл Сундукян: очерк жизни и творчества, 1976