Иллюминированные рукописи были главным способом творческого и художественного выражения в Средневековье. Религиозные собрания, бестиарии, гербарии – все они полны тайн, загадок и захватывающих историй. В первой и второй частях публикации мы уже рассказали о четырех из них. Сегодня закончим список.
Часослов Жанны д'Эврё
Арест Христа, 1324-1328 гг
К числу наиболее распространённых типов иллюстрированных рукописей, помимо Евангелий, относится Часослов. Этот вид кодекса был посвящён молитвам и личной преданности. Каждый час дня соответствовал определённому типу молитвы, которую нужно было произносить. Первые Часословы были заимствованы из более старых Требников и Псалтырей и предназначались для сопровождения верующих в их повседневной религиозной жизни. Поэтому они были чрезвычайно частным объектом, тесно связанным с клиентами, для которых они были созданы. Таким образом их форма и стиль также были подобраны в соответствии со вкусами их владельцев.
Слева направо: Распятие Иисуса. Поклонение волхвов.
Одним из наиболее сложных примеров является Часослов Жанны д'Эврё (1310-1371 гг. н.э.). Она была королевой Франции и последней женой Карла IV. Для средневековых королевских особ было обычным делом владеть драгоценными предметами такого рода. Однако эта иллюстрированная рукопись очень необычна для королевской знати. Прежде всего, она очень маленькая и достаточно скромная. Здесь нет золота или каких-либо других драгоценных дополнений.
Слева направо: Христос, несущий Крест. Благовещение пастухам
Именно авторство книги делает её бесценной. Скорее всего, данная рукопись была создана в Париже Жаном Пюселем, одним из самых известных просветителей своего времени. Цвета не яркие и роскошные, но мастерское использование оттенков серого придаёт книге утончённый вид. Фигуры, проиллюстрированные в гризайле, имеют подчёркнутую скульптурную визуализацию, а семьсот изящных иллюстраций рассказывают историю жизни Христа, начиная с его детства и заканчивая его страстями. Они также повествуют о житии Святого Людовика, считающегося предком королевы.
Слева направо: Погребение Христа. Бегство в Египет
Маргиналии также ценны. За пределами основной сцены страницы переполнены нищими, уличными танцорами и музыкантами. Жан Пюсель рисовал персонажей своего средневекового Парижа. Он дал волю своему воображению даже в произведении религиозного искусства. Рукопись сейчас находится в коллекции Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке и является примером настоящего прорыва в готическом освещении.
Великолепный часослов герцога Беррийского
Слева направо: Страница из часослова, на которой домочадцы Жана, герцога Беррийского, обмениваются новогодними подарками (Герцог сидит справа, в синем). Крещение святого Августина.
Ещё одним Часословом, имеющим историческое и культурное значение, является иллюстрированный кодекс герцога Беррийского. Это шедевр французского и фламандского искусства начала XV века и по сей день вызывает восторг у современников. Хранящаяся в Музее Конде в Шантийи рукопись была заказана в Брюгге герцогом Жаном I Великолепным Беррийским. Объект был создан несколькими писцами, однако самыми известными художниками, работавшими над ним, были братья Лимбург: Поль, Эрман и Жеаннекен. Все трое, скорее всего, умерли во время ужасной чумы 1416 года.
Слева направо: Обложка переплетённой рукописи. Рождение Иисуса
Братья Лимбург, как и Жан Пюсель, произвели революцию в средневековых миниатюрах благодаря своему искусному мастерству. Они смогли соединить черты поздней международной готики с новой виртуозностью, связанной с передачей света и пространства. Сцены в Tres Riches Heures сложны, и все они запечатлены в замечательных зданиях и пейзажах.
Слева направо: Арест Христа, братья Лимбург. Похороны Раймона Диокреса
Одной из самых впечатляющих частей этой иллюстрированной рукописи является её цикл месяцев. Каждый месяц сопровождается люнетом с календарём и его знаком зодиака, а также иллюстрациями мероприятий, проведённых в течение этого периода года. Подробно описана придворная жизнь аристократов, в которой братья Лимбург, вероятно, принимали участие при дворе своего покровителя. Но есть также иллюстрации сельскохозяйственных сцен, урожаев и народных праздников из повседневной жизни самых простых крестьян. В январе, например, изображён роскошный банкет и традиция обмена подарками; в сентябре наступает время сбора винограда, за которым стоит сказочный замок. Коллекция Très Riches Heures du Duc de Berry и её миниатюры чрезвычайно точны и дают незабываемое представление об обычаях, моде и обществе средневековой эпохи, делая эту средневековую рукопись ценным и уникальным шедевром даже на сегодняшний день.