Все они полны тайн, загадок и захватывающих историй: самые уникальные средневековые рукописи (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

Все они полны тайн, загадок и захватывающих историй: самые уникальные средневековые рукописи (часть 2)

2022-03-19 18:38 , История Одного Шедевра, 2464

Все они полны тайн, загадок и захватывающих историй: самые уникальные средневековые рукописи (часть 2)

Иллюминированные рукописи были главным способом творческого и художественного выражения в Средневековье. Религиозные собрания, бестиарии, гербарии – все они полны тайн, загадок и захватывающих историй. В первой части публикации мы рассказали о двух из них. Сегодня продолжаем список.

Евангелие Линдисфарна

Слева направо: Монограмма Хи-Ро в начале Евангелия от Матфея. Портрет евангелиста Марка

Нельзя говорить о освещенных средневековых рукописях, не упомянув Евангелие из Линдисфарна. Эта рукопись является одним из наиболее известных сохранившихся образцов островного искусства (или гиберно-саксонского искусства). На самом деле она была создана около 700 года нашей эры в островном монастыре Линдисфарн в Северной Англии, также известном как Святой остров. Это отдалённое место было местом важных паломничеств, так как здесь находилось тело святого Кутберта.

Слева направо: Евангелист Матфей. Евангелие от Луки.

Как и в случае с Келлской книгой, Евангелие Линдисфарна представляет собой очень точную копию четырёх Евангелий, в которых рассказывается о жизни и уроках Иисуса Христа. Как и многие средневековые рукописи, она, вероятно, была создана несколькими писцами. В колофоне (вступительное заявление с титрами) названы епископы Эдфрит и Этельвальд, отшельник Биллфрит и священник Олдред. Каждый из них сыграл фундаментальную роль в создании рукописи: переписчик, иллюстратор, создатель обложки, связующий или глоссатор. Евангелие Линдисфарна было настоящей командной работой, и в конце Х века в него были внесены более поздние дополнения.

Евангелие Линдисфарна

Одной из самых известных страниц книги, несомненно, является иллюстрация святого Евангелиста Марка. Святой изображён со своим типичным иконографическим атрибутом - львом. Именно иллюстрация льва привлекает внимание учёных. Животное не изображено с фантастическими чертами, как это часто бывает в средневековых иллюстрированных рукописях. Напротив, он обладает реалистичными чертами. Например, у него реалистичная золотистая шерсть.

Ковровые страницы — характерная черта островных иллюминированных рукописей. Это страницы в основном геометрического орнамента, который может включать повторяющиеся формы животных, обычно помещаемые в начале каждого из четырёх Евангелий в Евангелиях.

Ещё одной особенно важной страницей является начальная страница Евангелие от святого Матфея. На листе написана латинская фраза «Liber generationis iesu christi», которая открывает Евангелие Рождеством Иисуса Христа. В Британской библиотеке среди других шедевров хранится и Евангелие Линдисфарна. Любой желающий может пролистать его, или может просмотреть его полностью онлайн, погрузившись в его невероятные иллюстрации.

Бестиарий Вестминстерского аббатства

Адам называет и перечисляет животных

Животные в средневековых рукописях часто занимают поля страниц. Вместе с каракулями, аннотациями, они обогащают страницы символами и украшениями. Однако было также много рукописей, полностью посвящённых животным, таким как бестиарии. Бестиарий Вестминстерского аббатства - один из наиболее хорошо сохранившихся и любопытных бестиариев средневековья. Датируемый 1275-1290 годами н.э., он, скорее всего, был создан в Йорке. В нём более ста шестидесяти иллюстраций экзотических и местных животных, включая птиц, змей, насекомых, морских обитателей и диких зверей.

Мантикора с человеческой головой

Но главной особенностью Вестминстерского манускрипта являются его фантастические животные, такие как очаровательные единороги, часто встречающиеся на средневековых гобеленах. Этот бестиарий включает грифонов, трехголовых животных и драконов. Писцы были озабочены не тем, чтобы обеспечить точное представление видов, а скорее созданием символических животных. Каждое животное ассоциировалось с моральными качествами и имело аллегорическое значение. Бестиарии предназначались не для научных исследований, они были философскими и междисциплинарными.

Боевой слон и крепость

Одной из самых знаковых страниц Вестминстерского бестиария, безусловно, является страница со слоном. Вероятно, это боевой слон, мастерски изображённый со всеми его особенностями. Экзотический образ был популярен в средние века. Легенда гласит, что у Карла Великого в качестве домашнего животного был слон по имени Абуль-Аббас. В средневековой иконографии слонов часто венчает небольшая башня; на этой иллюстрации эта традиция представлена в виде замка. Создатель этого любопытного изображения также попытался воспроизвести размеры внушительного животного и его морщинистую кожу. Таким образом, Вестминстерский бестиарий демонстрирует необычную степень детализации, что даже на сегодняшний день вызывает восторг и удивление у большинства учёных и историков.

Продолжение следует…

Лента

Рекомендуем посмотреть