Пикассо не считал эту птицу особенно миролюбивой. Но одно из его изображений голубя стало всемирно известным символом, известным как «Голубь мира». Сам Пикассо не особенно ценил этот рисунок, но он не был и совершенно случайным в его творчестве. Наоборот, голубиная тема была близка ему как никому другому. Голуби всегда, в больших количествах, просто целыми стаями, присутствовали в его жизни.
Всё началось в раннем детстве – его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло, отправляясь в классы, захватывал с собой отцовского голубя, чтобы быть уверенным, что уж теперь-то отец обязательно зайдет за ним. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.
Пабло Пикассо. Ребенок с голубем. 1901г
Впоследствии, во взрослой жизни, Пикассо часто держал у себя голубей, и они не раз становились персонажами его работ. В 1937 году он написал работу «Птицы в клетке». Считается, что на ней запечатлена историческая схватка двух его любовниц в мастерской на улице Великих августинцев в Париже. Белый голубь – это Мари-Терез Вальтер, а черный, соответственно – Дора Маар. Позднее он вспоминал эту историю как один из интригующих моментов своей личной жизни.
Пабло Пикассо. Птицы в клетке. 1937г
Пикассо вообще любил всякого рода бои – он дружил с борцами в цирке, в поздние годы с удовольствием смотрел по ТВ бокс и борьбу, всю жизнь просто обожал корриду, его всегда занимали схватки между животными – он часто писал сюжеты типа «Кошка, раздирающая птицу».
Драчливый характер голубей делал из них прекрасных персонажей для его живописи. Он вообще не был склонен к сентиментальности, и животные отнюдь не вызывали у него умиления. Но…
Пабло Пикассо. Синий голубь мира. Графика, 1961г
Вообще Пикассо долгое время старался держаться подальше от политики. Первая Мировая война будто бы прошла мимо него, художник избежал призыва и, в отличие от многих своих коллег, жил в военные годы достаточно спокойной жизнью. Все изменилось с началом гражданской войны в его родной Испании. Не имея возможности хоть как-то повлиять на ситуацию, Пикассо, как обычно, находил утешение в живописи. И создал одно из самых мощных антивоенных произведений в истории – масштабное полотно «Герника» (1937). Так, неожиданно для всех и даже для самого себя Пикассо стал символом борьбы интеллектуалов и художников с фашизмом.
В конце Второй Мировой войны он вступил в коммунистическую партию и на протяжении нескольких лет участвовал во Всемирных мирных конгрессах.
… В 1949 году в мастерскую художника зашел Луи Арагон. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс. Этот голубь и стал первым знаменитым «Голубем мира».
Пабло Пикассо. Голубь. Гравюра, 1949г
Пикассо не считал этот рисунок вершиной своего творчества, однако не возражал против выбора Арагона. Лишь саркастически заметил в его адрес:
«Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!».
Примечательно, что Конгресс открылся 20 апреля, а накануне возлюбленная художника Франсуаза Жило родила ему дочь, которую назвали Паломой (в переводе с испанского Paloma – «голубка»).
Позже в том же году художник снова воплотил этот образ – на этот раз в виде простого графичного рисунка, который стал даже более популярным и тиражируемым.
Пабло Пикассо. Голубь в полете (Голубь Мира). 1950г
Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1957 году Пикассо много и напряженно работает над Менинами, и в какой-то момент решает устроить себе передышку. И, как и в детстве, он опять играет с голубями.
На этот раз – в течение недели рисует серию из 9 ярких, жизнерадостных, в детской примитивной стилистике, полотен. На них – вариации одного и того же сюжета – распахнутое окно комнаты, за ним – солнечный свет и вид на море, в проеме – множество птиц. Его голуби. Он продолжает держать эту птицу, он почти такой же голубятник, как его отец.