История одного шедевра: «Герника» Пабло Пикассо – антивоенный символ и вечное напоминание об ужасах войны - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Герника» Пабло Пикассо – антивоенный символ и вечное напоминание об ужасах войны  

2019-05-03 20:10 , История Одного Шедевра, 29463

История одного шедевра: «Герника» Пабло Пикассо – антивоенный символ и вечное напоминание об ужасах войны

Пабло Пикассо – не только основатель кубизма, но и культовый художник для многих поколений. Одним из проявлений культа являются многочисленные ремейки, реплики и другие способы воссоздания его работ. Одной из таких культовых работ стала картина «Герника».

Пабло Пикассо

«Герника» Пикассо стала вечным напоминанием об ужасах войны и одним из самых знаменитых антивоенных символов. Монументальное полотно размером почти четыре на восемь метров, написанное в рекордно короткие сроки (работа над картиной заняла у Пикассо немногим больше месяца - с 1 мая по 4 июня), изображает не абстрактных героев на поле боя, подвиги которых будут неоднократно воспеты. Пикассо пишет самых обычных людей, имена которых не напишут в учебниках истории, но именно они во все времена становились истинными жертвами любой войны. Художник не случайно выбрал для «Герники» такую черно-белую гамму, и даже чисто белого цвета здесь нет, есть только разные оттенки серого. Для Пикассо мир, по которому прокатились колеса войны, - это мир, лишенный красок, мир, из которого ушла сама жизнь.

Пикассо за работой

Но обо всем по-порядку.

Исторические события, которые легли в основу картины «Герника»

26 апреля 1937 года над городом Герника, историческим и культурным центром Страны Басков, разверзся ад. Около 16:30 началась двухчасовая бомбардировка города немецким легионом «Кондор». За ней последовал масштабный пожар, превративший Гернику в руины. По данным из разных источников, бомбардировка унесла жизни от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Страшнее всего тот факт, что большинство погибших были женщинами и детьми, поскольку основная часть мужского населения в то время была вовлечена в боевые действия испанской Гражданской войны.

Город Герника после бомбардировки

Бомбардировщик «Дорнье» Do.17 легиона «Кондор» – именно такой нанес первый удар по Гернике

Пылающая Герника

Герника в развалинах

Итальянские войска входят в Гернику

За трагедией, происходящей в Гернике, следил весь мир, в том числе, Пабло Пикассо. Несмотря на то, что художник никогда не бывал в Гернике, эти события глубоко впечатлили его.

Республиканский плакат, выпущенный после бомбежки Герники: «Обвиняем фашистов – убийц невинных женщин и детей!»

В то время он работал над полотном для Испанского павильона на предстоявшей Всемирной выставке в Париже. Узнав о бомбардировке Герники, художник мгновенно меняет концепцию и берется за новое полотно, ставшее одним из самых мощных художественно-политических заявлений в истории.

Описание картины

«Герника» написана маслом в черно-белых тонах и имеет размеры 7,8×3,5 м. Полотно было написано за месяц. Картина представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.

Этапы создания «Герники»

Существует множество интерпретаций картины, которые часто противоречат друг к другу. В частности, это касается изображенных на полотне быка и коня. Некоторые критики утверждали, что картину не стоит воспринимать как политическое высказывание, поскольку образ быка или Минотавра символизирует здесь в первую очередь эго самого Пикассо. Однако, комментируя полотно, художник заявлял, что бык – это зло и жестокость, олицетворением которых накануне и во время Второй Мировой войны стал фашизм. По словам Пикассо, раненый конь символизирует жителей Герники, пострадавших и погибших в кровавой бойне. Но, несмотря на несомненную мрачность полотна и ужас, который оно вселяет, художник оставляет его героям и зрителю надежду в виде мирно горящей лампы под абажуром.

Пикассо работает над «Герникой»

«Свет на картине и есть тот мир, к которому вечно будет стремиться всякое живое существо». Пабло Пикассо

Впервые произведение «Герника» было вставлено на всеобщее обозрение в июне 1937 года в испанском павильоне на Всемирной выставке и вызвало очень неоднозначную реакцию у критиков и даже поклонников художника. Французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал: ««Герника» видела в основном спины посетителей», а сам художник позднее писал: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей, и от врагов».

Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением.

«Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садистской бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале», - писал он.

«Герника» в Гернике

Но далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Мадридский журнал «Sábado Gráfico» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».

После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США). Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть ее в музее Прадо, но лишь после восстановления в Испании республики. Картина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы Софии в Мадриде, где и хранится по сей день.

Картина Пикассо «Герника» в Музее королевы Софии в Мадриде

«Герника» легла в основу сюжета дипломного фильма Эмира Кустурицы

В 1978 году Эмир Кустурица выпустил свой дипломный фильм «Герника» - он являлся и режиссером, и сценаристом и оператором этого фильма. Впоследствии фильм получил главный приз на фестивале студенческого кино в Карловых Варах. Фильм повествует о мальчике из еврейской семьи. Ребенок интуитивно приходит к осознанию ужаса происходящей вокруг него немецкой оккупации сквозь призму картины Пикассо «Герника».

Эмир Кустурица

В своем фильме Кустурица пересказывает знаменитую легенду о «Гернике» Пикассо:

В 1940 году, через некоторое время после вступления германских войск в Париж, к Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники».

«Это вы сделали?» — спросил офицер. «Нет,— ответил Пикассо,— это сделали вы. Можете взять себе на память».

Интересный факт

В 2009 году был найден прототип «Герники» - искусствоведы установили, что им являлась иллюстрация в Мозарабской Библии X века, хранящейся в соборе испанского города Леона. Сильное сходство прослеживается в изображении быка, лошади и некоторых профилей людей.

Иллюстрация в Мозарабской Библии

Мозарабская Библия выставлялась в Барселоне в 1929 году и в Париже в 1937-м, когда Пикассо проживал там и рисовал «Гернику».

По мнению художника и профессора искусствоведения Бенито Эскарпиcо из Леона, сходство между иллюстрацией из Мозарабской Библии и «Герникой» слишком велико, чтобы быть совпадением – вдохновение Пикассо рисунком из Библии очевидно.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть