Пройдя множество творческих этапов, Унанян, однако, никогда безвозвратно не отказывался ни от одного, регулярно возвращаясь и «обновляя» их, будь то графические или художественные произведения. В Художественно-театральном институте, увлекшись классиками армянского изобразительного искусства, он создал свой уникальный стиль. Его наброски и графические работы в основном реалистичны («Семья» и другие), в отличие от которых живописные более элегичны, находятся на грани реального и нереального. В целом это может быть связано с тем, что Унанян любил излагать свои мысли и в стихотворной форме. Его герои – созерцательные, мыслящие мудрецы, хранители Родины с крестом, мечом и письменностью («Армянский пророк», «Мыслитель»).
Ван Унанян. Семья, 1970-е
Левая сторона графического листа «Мыслитель» из серии «Мысли», имеет другую декоративную звучность, иную эмоциональную насыщенность, чем правая. Можно утверждать: настроение картины определяется тем, что происходит справа – там композиция говорит, так сказать, свое последнее слово. Мудрый, задумчиво-печальный персонаж в вечном стремлении познать законы Вселенной и место человека в эволюции всемирного пространства. Художник пытается показать взаимосвязь человека и космоса, величие межзвездных пространств и красоту человеческой души, спиралевидной композицией изображая водоворот столкновения мыслей и идей.
Ван Унанян. Мыслитель
«Мысли», в которых возносящиеся к небу храмы, деревья, – представлены в апофеническом ключе, символизируют единство Бога и природы. Интересно, что и мысли, и сам мыслитель (кстати, можно предположить, что такие работы могут являться автопортретами) своей сущностью покрыли тьму. Другой «Мыслитель», держась за голову рукой, как будто несет всю тяжесть мира на своих плечах. Примечательно, что подобные работы словно перекочевали из эпохи Возрождения в наши дни. Кстати, друзья того же поколения говорили: «…на Агване осела пыль Возрождения».
Ван Унанян. Мыслитель
В его творчестве часто встречаются разные графические и живописные композиции, такие как «Аллегория». В «Аллегории» 1972 года пред нами как будто предстает тот же «герой-мыслитель» с предыдущих произведений, но в другом обличии. В целом его мыслители имеют широкий, ясный лоб, большие подчеркнутые пестрые глаза, выразительные, симметричные черты лица и бороду. Произведение вызывает множество иносказательных мыслей о человеке, природе, вселенной, женщине и мужчине, как будто они являются продолжением всего этого. Работу, выполненную в ярких красках, однако нельзя считать радостной: с помощью красочных цветов художник лишь ярче и пестрее выразил человеческую трагедию. За спиной героя и женским профилем – залитая солнечным светом церковь, тянущийся к свету дух дерева или свисающее с неба дерево ветвями кровоточащих жил. Рядом, в очертании человеческой руки, – другое дерево, символизирующее мольбу к Богу и греховность рода человеческого.
Ван Унанян. Аллегория, 1972, акварель
Некоторые герои Вана Унаняна – исторические личности («Архитектор Трдат», «Родоначальник армянской историографии М. Хоренаци»), к которым мастер неоднократно обращался на разных этапах жизни. В произведении «Родоначальник армянской историографии» Мовсес Хоренаци изображен под арочным зданием, а из узкого окна выделяется символ нашей веры – армянская церковь. В произведении «Размышления о грядущем» густыми и светлыми, едва заметными пятнами туши изображено уже знакомое нам лицо человека, сидящего у дерева. По смыслу и настроению композиция чем-то напоминает Христа в Гефсиманском саду, озаренного светом Божьим.
Ван Унанян. Данте и Нарекаци, 2001г
Героями художника являются не только исторические личности, но и персонажи, жизнь и деятельность которых имели решающее значение для родины: Григор Лусаворич, Царь Трдат, Григор Нарекаци, Григор Татеваци, Петрос Дурьян и другие.
Ван Унанян. Прощание с домом, 2010г
Унанян неоднократно обращается к образу Хачатура Абовяна, основоположника новой восточноармянской литературы. В графическом листе Абовян изображен в момент творения, за спиной, озаряемая Божьим сиянием, – священная гора Арарат, а у изголовья героя – образ сияющей и светящейся, реальной и в то же время нереальной женщины – Матери Армении. Интересно, что автор когда-то подарил другой вариант живописного портрета писателя Дому-музею Абовяна, но сейчас местонахождение произведения, к сожалению, неизвестно.
Ван Унанян. Комитас
Унанян – разносторонняя творческая личность. Насколько его графические и живописные работы отражают трудности и трагизм человеческой судьбы, настолько его книжные иллюстрации, особенно если речь идет о детской литературе, теплые, с согревающими читателя яркими иллюстрациями.
Ван Унанян. Нарекаци, 1980г