Оскар Кокошка. Кукольных дел мастер
Альма Малер была для Оскара всем. Это была безумная, отчаянная, всепоглощающая страсть, которая вдохновляла и пугала одновременно. Кокошка написал Альме сотни писем и неустанно ее рисовал. Вскоре после того, как он написал первый настоящий шедевр — «Невесту ветра» — знаменитая венская красавица покинула его, испугавшись напора и силы чувств. В надежде заглушить мучительные воспоминания Кокошка отправился сражаться на полях Первой Мировой. Художник был серьезно ранен, попал в плен и чудом выжил… Но Альму забыть так и не смог.
Оскар Кокошка. Невеста ветра, 1914г
В 1919 году Оскар заказал мюнхенской художнице Гермине Моос копию своей бывшей возлюбленной — тряпичную куклу. Художник накупил новой Альме платьев и нижнего белья и намучился, натягивая чулки на набитые пухом ноги. Кукла стала постоянной спутницей Кокошки на светских мероприятиях Вены: он сидел рядом с ней в оперной ложе, кормил ее и беседовал с ней. Поговаривали, что и делил постель. В очерке «Фетиш» художник позже напишет, что кукла его разочаровала и под конец начала раздражать. Во время одной из вечеринок он отрубил ей голову и окончательно избавился от нее.
Гермина Моос и ее творение
Оскар Кокошка проживет без малого 94 года и однажды встретит женщину, которая станет спутницей его жизни на долгие 40 лет. Эта любовь будет уже совсем другой — тихой и нежной.
Эндрю Уайет. Муза по соседству
В 1986 году Эндрю Уайет обнародовал серию картин под общим названием «Хельга». В героине этих полотен — и в одетой, и в обнаженной — было что-то чуждое американскому глазу, и за счет этого невыразимо притягательное. В один из редких моментов откровения Уайет вспоминал о своем знакомстве с жившей по соседству Хельгой Тесторф: «Я никак не мог выбросить из головы образ этого скуластого прусского лица с широко расставленными глазами в обрамлении белокурых волос».
Эндрю Уайет. Хельга, 1979г
Когда жена художника Бетси впервые увидела эти картины, она была глубоко уязвлена. Их отношения и так были далеки от идеальных. Бетси стала менеджером Уайета, продавала его картины, каталогизировала их… В конце концов, по словам художника, он стал чувствовать себя «предметом купли-продажи» и начал все больше времени проводить за работой. Тогда-то и появилась Хельга. Он писал ее на протяжении 15 лет, а Бетси приходилось отдуваться перед журналистами. На все вопросы о Хельге она коротко отвечала: «Это любовь». А Уайет говорил друзьям: «Художник не должен жениться — где начинается брак, там кончается роман».
Эндрю Уайет. Хельга, 1974г
Впрочем, отсутствие брачных уз не спасло отношения Эндрю и Хельги от краха. В какой-то момент она уже перестала его вдохновлять. После их расставания женщина впала в депрессию, Уайет оплатил ее лечение и периодически жил с ней. Бетси, которая заявляла, что «искусство важнее отношений», почти перестала видеться с мужем. А у художника стали появляться новые музы. Друг Уайета Уильям Фелпс однажды сказал: «Эндрю загорается людьми, испытывает к ним теплые чувства. Но я сомневаюсь, чтобы он их любил».
Орест Кипренский. А была ли девочка?
Взлет Ореста Кипренского был стремительным и ярким, а падение — горьким и болезненным. Несколько лет художник прожил в Риме, и на это время пришелся пик его карьеры. Он был великолепным портретистом, но всегда мечтал писать исторические полотна. Кипренский страдал от того, что не может достичь мастерства Рафаэля, и завидовал славе современников. После спада популярности художник начал пить, а затем произошло сразу два события, бросивших тень на его репутацию не только в Италии, но и на родине.
Когда в 1823 году Кипренский вернулся в Россию, его встретили без былых восторгов. До Петербурга дошли слухи о том, что в римской мастерской художника была найдена убитой натурщица, с которой он жил. Ее якобы обернули в холст, облили скипидаром и подожгли. Кипренский настаивал, что женщину убил его слуга. О том, что в действительности тогда произошло, не может с уверенностью сказать ни один биограф художника.
Орест Кипренский Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча),1819г
А еще поговаривали о том, что Кипренский питал совсем не отеческие чувства к 10-летней дочери этой самой натурщицы. Здесь мнения искусствоведов расходятся. По одной версии маленькая Мариучча в самом деле была дочерью убитой женщины. По другой — девочку привела в мастерскую художника в качестве натурщицы ее мать, незнакомая Кипренскому прежде. Он решил сделать Мариуччу своей воспитанницей и заплатил женщине за официальный отказ от дочери. Как бы там ни было, спустя годы Кипренский вернулся в Италию, нашел Мариуччу и женился на ней. Но брак их был недолгим: художник умер спустя несколько месяцев.
Продолжение следует…
По материалам arсthive.