В мире искусства часто кипят нешуточные страсти. Многие художники — люди темпераментные и эмоциональные, а пристально следящие за каждым их шагом поклонники и критики почти не оставляют шансов на сохранение приватности. Интимные связи становятся предметом горячих обсуждений, любая натурщица в глазах обывателя превращается в любовницу, и даже обычный портрет может стать поводом для скандала.
Джон Сингер Сарджент. Коварная бретелька
До 1884 года Джон Сингер Сарджент жил вполне счастливой жизнью. Он был обласкан критиками, заказчики выстраивались в очереди за портретами его работы. Гром грянул, когда он представил на Парижском Салоне портрет «Мадам Х».
Виржини Готро не обладала высоким статусом в парижском обществе, но была настолько красива, что некоторые художники буквально преследовали ее, чтобы она согласилась им позировать. Когда Сарджент предложил женщине написать ее портрет, она благосклонно согласилась. И художник, и модель преследовали похожие цели: оба были экспатриантами и понимали, как непросто выбиться в люди в Париже. Сарджент надеялся с помощью этого полотна добиться большей популярности, а мадам Готро — найти наконец вход в высший свет. Спустя 30 лет, продавая портрет Метрополитен-музею, художник заявил, что считает «Мадам Х» лучшей своей картиной.
А вот посетители Салона были с ним не согласны. Несмотря на загадочное название личность модели не оставляла сомнений. Больше всего критиков и зрителей шокировала небрежно приспущенная бретелька на платье мадам Готро (позже художник переписал эту деталь, вернув бретельку на положенное место). В сочетании со сквозящей самоуверенностью и сексуальной притягательностью женщины этот крошечный нюанс приводил людей в стыдливое замешательство.
Из-за «Мадам Х» Сарджент едва не лишился карьеры и был вынужден уехать из Парижа. А мадам Готро потеряла статус в обществе и спустя какое-то время почти перестала появляться на людях.
Артемизия Джентилески. Двойное предательство
В Италии XVII века женщинам-художницам приходилось нелегко. Их не воспринимали всерьез, к ним относились с предубеждением и пренебрежением. Им не разрешалось не только самостоятельно подписывать договоры о работе, но даже покупать краски. За изображение обнаженного мужского тела женщин с легкостью могли упечь в тюрьму. Несмотря на все эти жестокие ограничения Артемизии Джентилески удалось «сделать себе имя» в мире живописи, хотя ее карьера и началась с личной трагедии и позора.
Когда Артемизии было 17 лет, ее изнасиловал флорентийский художник Агостино Тасси, который обучал ее живописи. В то время это было позором не только для самой девушки, но и для всей ее семьи, поэтому Джентилески была вынуждена еще год спать со своим насильником в надежде, что он на ней женится. Позже, во время суда, выяснилось, что Тасси этого сделать никак не мог, даже если бы и хотел, поскольку он уже был женат. Тогда же стало известно, что Агостино неоднократно обвинялся в изнасилованиях и раньше.
В ходе судебного разбирательства, которое длилось семь месяцев, Артемизия прошла через ад: ее пытали, чтобы подтвердить обвинения, и подвергли публичному гинекологическому освидетельствованию. В суд подал ее отец Орацио, который понимал, что эта позорная история поставит крест на его карьере, если не вынудить насильника жениться на его дочери. Но, как было сказано выше, и это оказалось невозможным. В итоге Артемизия осталась преданной и «женихом», и отцом, прилюдно униженной и опозоренной. В перерывах между судебными заседаниями она напишет одну из самых сильных своих картин, на которой Юдифь хладнокровно отрезает голову Олоферну.
Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1612г
Несмотря ни на что, Артемизия Джентилески прожила довольно счастливую и насыщенную жизнь. Ей все же удалось добиться признания, и она даже стала членом Флорентийской академии живописи, уравнявшись в правах с художниками-мужчинами. Однако тема насилия и кровавой мести останется сквозной в ее творчестве.
Обри Бёрдслей. Скажи мне, кто твой друг
Обри Бёрдслей прожил всего 25 лет, однако ему этого вполне хватило, чтобы прославиться. И не только благодаря своим виртуозным гравюрам, но и множеству экстравагантных выходок. Стоит упомянуть, что история всей его семьи была, мягко говоря, необычной. Но самый крупный скандал в жизни Бёрдслея приключился из-за «связи» с опальным Оскаром Уайльдом.
Обри Бёрдслей
5 апреля 1895 года писатель был задержан по обвинению в гомосексуализме. Газетные заголовки кричали: «Оскар Уайльд арестован: при нем была желтая книга». И хотя это был всего-навсего роман в желтой обложке, ассоциация сработала однозначно: большинство читателей подумали в первую очередь о журнале «Желтая книга», редактором которого был Бёрдслей. Возмущенные горожане окружили офис издателя и перебили камнями окна.
Обри Бердслей. Кульминация, 1893г
Незадолго до этого Бёрдслей на свою беду еще и создал иллюстрации для «Саломеи» Уайльда. Художника, конечно, тут же записали в любовники писателя, хотя имя Бёрдслея ни разу не звучало во время суда. Его работы стали придирчиво изучать, пытаясь найти в них «неприличный» подтекст, и, в конце концов, он лишился работы в «Желтой книге».
Заглавная иллюстрация: Артемизия Джентилески. Иаиль и Сисара, 1620г
Продолжение следует…
По материалам arсthive.