Начиная с 1925 года Рене Лалик увлекся еще одним дизайнерским направлением: он стал изготавливать автомобильные талисманы — маскоты, которые украшали капот автомобиля. Одним из первых талисманов стал Cinq Chevaux («5 лошадей»), который был разработан для Citroen.
Cinq Chevaux
В последующие 6 лет было выпущено еще 30 автомобильных талисманов, в том числе один персональный — Levrier 1 — для авто принца Уэльского.
Levrier 1
Лалик создавал сами фигурки, а также разработал их крепления и специальное освещение, которое можно было регулировать с помощью цветных фильтров, чтобы талисман светился во время движения автомобиля. Это было невероятно роскошно для своего времени. Сегодня маскоты Рене Лалика — большая редкость, гордость коллекционеров. Так, в марте 2012 года состоялся аукцион RM Sothebys, на котором коллекция из 30 автомобильных талисманов была продана за рекордную сумму 805 тысяч долларов США.
Маскот «Комета»
Маскот «Сова»
Маскот «Дух ветра»
В 1925 году в Париже прошла Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, и, конечно же, это значимое культурное мероприятие не обошлось без Рене Лалика. Он разработал дизайн и оформил павильон «Севр», центральной композицией которого стал стеклянный фонтан «Весна Франции».
Лалик увлекся архитектурными концепциями, и начал с собственного дома в Париже на Cours la Reine. Он украсил парадный вход дверями со стеклянными вставками, изображающими сосновые ветви и шишки, рисунок которых продолжается на стенах. Это было и рекламным ходом, поскольку здесь размещался выставочный зал и мастерская художника.
Двери в дом на Cours la Reine, 40, принадлежавший Рене Лалику
В начале 1920-х годов Лалик расширил свое производство стекла, включив в него проектные и производственные работы по оформлению интерьеров нескольких океанских лайнеров, в том числе «Париж» (1921), «Иль де Франс» (1927) и наиболее известный — «Нормандия» (1935), о котором говорили, что это самый большой объект, когда-либо приводимый в движение человеком. В 1927 году Лалик спроектировал и изготовил ряд архитектурных украшений для Овиат Билдинг в Лос-Анджелесе — здания, полностью решенного в стиле ар деко.
Интерьер поезда «Восточный экспресс»
Слава Лалика как дизайнера интерьеров была огромна. В том же 1927 году его пригласили спроектировать интерьеры для вагонов-ресторанов Восточного экспресса. В 1929 году он сделал украшения для знаменитого Fairmont Peace Hotel в Шанхае. Несколько лет спустя ему заказали оформление нескольких церквей, том числе церкви Св. Матфея в Миллбруке, остров Джерси, которая сегодня известна как «Стеклянная церковь». Мастер также изготовил стеклянные двери для Императорского дворца принца Асаки в Токио (в настоящее время — Токийский музей Metropolitan Teien).
Интерьер ресторан лайнера «Нормандия», для которого Лалик создал люстры и колонны. 1935г
В годы Второй мировой войны основное производство Лалика в Эльзсе и большую часть бизнеса пришлось закрыть. Мастер очень переживал о своих бесценных формах, находящихся на оккупированной территории. Всего за несколько дней до своей кончины он получил известие о том, что его фабрика в Вингене была освобождена войсками союзников, и все формы уцелели. Это стало для Рене Лалика большим утешением в последние дни жизни. Он скончался 1 мая 1945 года в своем парижском доме — в доме со знаменитыми стеклянными дверными панелями на Cours la Reine. Мастер был похоронен на кладбище Пер Лашез, и на надгробном камне Рене Лалика поместили стеклянное распятие, созданное по его собственному дизайну.
Могила Рене Лалика
Дело отца принял сын Марк Лалик, который продолжил традиции отца и много работал с хрусталем. В 1977 году во главе компании встала внучка дизайнера, Мари-Клод Лалик — она вернулась к производству ювелирных украшений в фирменном стиле Лалик, а в 1992 году выпустила на рынок парфюмерные ароматы, перевым из которых стал «Lalique de Lalique». В 2008 году компанию Lalique приобрела швейцарская группа Art & Fragrance под управлением Сильвио Денца, которая в настоящее время занимается ее глобальным развитием и наращивает мощности по производству хрустального стекла.
В 2011 году компания начала развивать дизайнерское направление. Коллекция Lalique Maison, созданная в стиле ар-деко, возникла в результате сотрудничества компании с известными дизайнерами Lady Tina Green и Pietro Mingarelli. В том же году заработало еще одно подразделение — Lalique Art, которое сотрудничает с выдающимися современными художниками, фондами и талантливыми дизайнерами для создания уникальных произведений искусства. Свои таланты в работе с хрусталем уже испробовали художники Демиен Херст и Аниш Капур.
Коллекция ювелирных украшений l’Odyssée du Feu Sacré был представлена публике в 2012 году и ознаменовала возвращение к традициям, заложенным основателем компании, удивительным ювелиром и дизайнером Рене Лаликом
За свой долгий творческий путь Рене Жюль Лалик освоил множество профессий и в каждой из них достиг небывалых высот. Художник, ювелир, стеклодув, стилист, дизайнер, архитектор — Лалик обладал потрясающей фантазией и оставил после себя богатейшее наследие. Продолжатели его дела до сих пор пользуются огромным багажом художественных идей, промышленных рецептов, принципов производства, которые были смыслом существования предприимчивого француза.
По материалам artсhive.