Деньги — это красиво. Мы обращаем внимание на их номинал, забывая о том, что это — еще и произведения искусства. «Делать деньги» не гнушались именитые художники — от «отца модерна» Альфонса Мухи до основоположника американской живописи Гилберта Стюарта.
Альфонс Муха, Чехословакия
Эскизы первых денег, марок, герба, правительственных бланков для образовавшегося в 1918 г. государства Чехословакия создал знаменитый Альфонс Муха. Его рисунки для банкнот в стиле ар-нуво отличают тончайшие кружевные переплетения (на тот момент ни на одной валюте мира не было такой защиты от подделки), изящные цветочные узоры, детские и женские головки, розовые оттенки и глубокий зеленый цвет.
В 1923 году на купюре достоинством в 50 крон Муха, состоявший в масонской ложе, в которую он официально вступил в во Франции в 1898 году, изобразил тайные символы (молоток, солнышко…) — за 12 лет до того, как масонские символы (пирамида и око) появились на американской однодолларовой купюре, и за 83 года до украинских 500 гривен.
Дочь Альфонса Мухи Ярослава стала «моделью» для изображения, помещенного на купюру. Художник был отменным фотографом, и это увлечение помогало ему создавать знаменитые ныне работы.
Гилберт Чарльз Стюарт, США
Однодолларовая купюра обязана своим «лицом» Гилберту Чарльзу Стюарту (1755−1828). Этот непутевый парень так и не закончил портрет Джорджа Вашингтона, но умудрился продать 130 его копий.
Гилберт Стюарт. Портрет Вашингтона
Рожденный в Америке, Гилберт Стюарт всю жизнь метался между Англией и США, желая поймать удачу и сбегая от долгов. Впрочем, удача тоже гонялась за ним. В 22 года он уже выставлялся в Королевской Академии художеств, а после успеха картины «Конькобежец» его картины котировались выше полотен Томаса Гейнсборо и Джошуа Рейнольдса. Тем не менее, баловень судьбы умудрялся все растратить, и однажды чуть не угодил в долговую тюрьму.
Гилберт Чарльз Стюарт. Конькобежец
Поселившись в 1795 году в Филадельфии, художник свел престижные знакомства. Он выполнил несколько портретов Джорджа Вашингтона, в том числе знаменитый, неоконченный «The Athenaeum».
Когда Стюарт умер, его жене и дочери не на что было его похоронить, и художник — автор знаменитой работы, которую мы видим на долларовых купюрах, — был погребен в общей могиле.
Иван Дубасов, СССР
В СССР художники делали деньги, оставаясь безвестными и даже засекреченными. И лишь недавно приоткрылась завеса тайны. Главным денежным художником Советского Союзза был Иван Иванович Дубасов (1897−1988).
За свою первую работу он получил 1 миллиард рублей: газета «Известия» объявила конкурс на лучший эскиз марки, посвященной 5-летию Советской власти, и 25-летний паренек из Одинцова был признан победителем. На призовые деньги он купил валенки для своей мамы. На выставке конкурсных работ к художнику подошли люди в штатском и… пригласили работать на Госзнаке.
Иван Дубасов — автор дизайна всех советских денег с 1930-х годов (с 1923 г. — автор совместных с другими мастерами эскизов), а также герба СССР, государственных наград, почтовых марок и пр. Он автор купюр ГДР, Монголии, Польши, Китая, Чехословакии и Албании.
За свои заслуги Дубасов был награжден Орденом Ленина, в разработке дизайна которого сам же и участвовал.
Франсуа Фламенг и Анри Клеман-Серво, Франция
Перечень художников, создававших эскизы для французских купюр, насчитывает два с половиной десятка имен. Остановимся на двоих, чьи банкноты не уступают по красоте денежным шедеврам Альфонса Мухи.
На счету художника Франсуа Фламенга (1856−1923) — роспись Сорбонны, Дворца Правосудия, Опера-Комик, шикарного ресторана «Синий экспресс» (Синий поезд, фр. Le Train Bleu), который посещали Коко Шанель и Сальвадор Дали. Творчество художника — это не только нарядные жанровые сцены и изысканные женские портреты (портрет княгини Юсуповой будет интересен еще и поклонникам Валентина Серова), но и жесткие, реалистичные полотна о Первой мировой войне — излишне реалистичные, по мнению критиков этого мастера, Почетного президента Общества художников-баталистов.
Франсуа Фламенг. Прием в Мальмезоне
В 1891 году Фламенг создал эскиз купюры достоинством в 1000 франков. Первая французская банкнота, напечатанная в четыре цвета, в обращение не попала: руководство Банка испугалось обвинений в том, что «для богачей даже особенные деньги выпускают», и тираж уничтожили.
Остались только эскизы, пробные оттиски и клише, по которому в 1918 г. отпечатали новый тираж купюр, уже с номиналом 5000 франков и в более скромной цветовой гамме. Инфляция!
Еще один любопытный «денежный» художник Франции — Анри Клеман-Серво (1886−1972). Он родился на 30 лет позже Фламенга и перепробовал разные стили — реализм, постимпрессионизм, кубизм, абстракционизм. Клеман-Серво создал несколько муралов, множество фресок и росписей для общественных зданий.
Художник проиллюстрировал более ста книг, нарисовал эскизы 42 марок и банкнот достоинством в 5, 300 и 1000 франков. По его эскизам были созданы банкноты и некоторых других государств.
Аршак Фетваджян, Первая Республика Армения
20 мая 1918 года, непосредственно после провозглашения независимости, одной из первостепенных проблем правительства Первой Республики Армения стало создание собственной национальной валюты и обеспечение регулярного оборота денег в стране.
При правительстве была создана рабочая группа, которая занималась бы созданием эскизов новых банкнот и подготовкой их к печати. В состав этой группы входили художники Аршак Фетваджян и Акоп Коджоян, финансист Григор Джагетян (в дальнейшем — министр финансов РА) и инженер Григор Агабабян. Ответственным за художественное оформление и подготовку первых экземпляров был Аршак Фетваджян. И это было не случайно, к тому времени он уже был весьма известным в Армении художником.
К июлю 1919 года изображения армянских банкнот уже приняли окончательный вид и были утверждены. Они были выпущены с номинальной стоимостью 50, 100 и 250 рублей.
Основные надписи были выполнены на армянском, частично — на русском и французском языках. По мнению специалистов, выпуск этих банкнот существенно отличался от тех, которые были в обращении в Закавказском регионе в 1918-1924 гг, в первую очередь, изяществом рисунка и высоким качеством печати.
В публикации использованы материалы artchive.