Принято считать, что самый красивый вид на Флоренцию открывается с площади Микеланджело. Но стоит вам отойти от предложенного маршрута и подняться выше, как взору отроется ещё более удивительная картина. Со смотровой площадки, что находится на левом берегу реки Арно, виден, как на ладони, собор Санта-Мария-дель-Фьоре с его великолепным куполом Брунеллески — самым высоким в Тоскане. Если же обернуться ровно на 180 градусов, можно лицезреть одно из самых древних сооружений Флоренции — базилику Сан-Миниато-аль-Монте, освящённую в честь мученика Мины Флорентийского — родившегося в Армении святого III века.
Святой Минас предстоит Христу. Фрагмент мозаики в конхе апсиды базилики Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. XIII век
Построенная в романском стиле, церковь выделяется на фоне голубого неба своим белым мраморным фасадом с вкраплениями зеленого мрамора. Нижний ярус базилики разделен на пять одинаковых арок, которые поддерживают коринфские колонны. В арках — центральной и двух боковых располагаются дверные проемы, а две другие арки украшают панели из цветного мрамора.
Верхний торец центрального нефа декорирован геометрическими фигурами: кругами и прямоугольниками. На скатах боковых нефов видна косая штриховка, а на фронтоне можно разглядеть инкрустированный орнамент из двуцветного мрамора, если вас не ослепят блики, играющие на главном украшении базилики Сан-Миниато-аль-Монте — золотой мозаике XII века. Прямо из-под фронтона на нас смотрит Иисус, слева от него расположилась Дева Мария, а справа покровитель собора — первый флорентийский святой армянского происхождения по имени Минас.
Кто же он?
Согласно легенде, Минас [также Мина, Миниас, или Миниато. — Прим. авт.] был сыном царя Армении, однако имя царственного родителя в предании умалчивается. Юноша получил от родителей богатое наследство, но распорядился им неразумно — жил расточительно, а характером обладал грубым и бесчувственным. Согласно житию, юноша стал свидетелем неких таинственных событий, о которых не говорят агиографы Мины, но которые произвели сильное впечатление на принца и совершили в его душе настоящий переворот. От расточительной жизни Минаса развернулся в сторону христианской веры и совершил первый шаг — паломничество в Рим — центр катакомбной раннехристианской общины III века, хранившей прямое апостольское наследие.
Встретившись в Риме с другими христианами, Минас воодушевился и принял решение стать отшельником. Он выбрал пещеру недалеко от Флоренции, поселился в ней и всецело посвятил себя молитве и евангельскому образу жизни.
Испытания на долю новоиспечённого христианина выпали нелёгкие. Минас пребывал в отшельничестве ровно до тех пор, пока римский император-язычник Деций не устроил гонения на христиан. Минаса обнаружили молящимся в пещере, связали и доставили к императору. Причастность Минаса к царской родословной Децию была известна, поэтому императору было неинтересно просто казнить аскета. Зная, что перед ним армянский принц, Деций предложил ему отречься от христианства в обмен на несметные богатства и снова стать язычником, поклонившись римским богам. Но Минас отказался приносить жертву идолам, за что разгневанный император бросил его на растерзание диким зверям. Каково было удивление Деция, когда львы не стали есть отшельника, а преспокойно расположились вокруг и даже как будто охраняли святого. Тогда император приказал сжечь Минаса, но и огонь не взял святого — костёр разжигали заново, но пламя всё равно гасло. Тогда Деций велел обезглавить Минаса. По легенде, после казни святой поднял свою отрубленную голову и, приложив к телу, отправился знакомой дорогой прямиком к себе в пещеру на Монте-ди-Фиренце, где окончательно испустил дух.
В начале IV века Минаса канонизировали, а на месте пещеры построили часовню. Позже, в 1018 году, началось строительство полноценной церкви, которая и была освящена в честь флорентийского армянина — святого Минаса.
Церковь святого Минаса — что внутри?
Мозаика в конхе апсиды. XIII век
Там, где когда-то ступала нога Минаса, теперь — мраморное мозаичное покрытие, по которому бродят толпы туристов. Плетенные узоры из знаков зодиака и орнамент с восточными мотивами украшают пол базилики словно белый кружевной ковер. Все основное убранство церкви выполнено из мрамора. Колонны, арки и своды построены из этого натурального камня белого и зеленого цветов. Стены внутри церкви облицованы белым мрамором — геометрический рисунок на них перекликаются с фасадом здания.
Прямо напротив входа в базилику, в конце центрального нефа, в конхе апсиды, находится большая мозаика 1297 года — её сюжет дублирует мозаику фасада. На ней изображены Христос на троне, Дева Мария и король Армении [Rex Ermenie. — Прим. ред.], передающий корону единственному настоящему Царю — Владыке Небесному. Христос в обмен награждает Минаса небесной славой.
Почти там же, на нижнем уровне центрального нефа, расположен алтарь, под которым хранятся мощи святого. Лестницы по бокам ведут вниз, к самой древней части церкви — крипте XI века. Она окружена решеткой из кованого железа, а на ее сводах заметны остатки фресок, выполненных Таддео Гадди. Многие росписи в базилике принадлежат именно этому автору и датируются 1340-1342 годами.
Базилика Сан-Миниато-аль-Монте плохо известна современным туристам, а обывателям и подавно. Но в свое время она считалась одной из самых красивых церквей Флоренции. Лестницы по бокам от алтаря и портики крипты были изображены Леонардо да Винчи в эскизе к картине «Поклонение волхвов», только вместо семнадцати он изобразил всего шестнадцать ступенек. Очертания лестниц художник перенес и на завершенную работу.
Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов», эскиз, галерея Уффици
Над обликом церкви Сан-Миниато-аль-Монте трудилось довольно много талантливых мастеров.В центральной части базилики по проекту Микелоццо построена Капелла Распятия. Покрытый голубой эмалью свод с медальонами из керамики был украшен Лукой делла Роббиа. Он же декорировал Капеллу Португальского кардинала, виднеющуюся в левом нефе церкви. Она посвящена послу Португалии во Флоренции и расписана Антонио Манетти, Пьеро дель Полайоло и Алессио Бальдовинетти.
Лучше всего сохранились фрески сакристии [то же что и ризница в православной церкви — особое помещение, где хранятся одеяния священнослужителей и прочие предметы культа. — Прим.ред.], создание которых в 1388 году приписывают Спинелло Аретино. Они повествуют о жизни святого Бенедикта, известным созданием Устава для монахов.
Базилика Сан-Миниато-аль-Монте удивляет особенно внимательных посетителей не только работами многим известных мастеров, но и необычным сочетанием фресок. В левом нефе на стене Дева Мария и распятие XIII века соседствует с изображением более поздней работы — Святым Иеронимом XV века, который вместе со своим постоянным спутником, львом, остановился под нарисованным каменным сводом арки. У одной из стен церкви, облаченная в раму, стоит работа Якопо ди Казетино. Она посвящена главному святому базилики — Минасу и повествует о его жизни.
Центральный неф
Церковь ни разу не перестраивалась, даже архитекторы эпохи Возрождения решили оставить ее изначальный облик — об этом пишет Вазари в знаменитых «Жизнеописаниях».
Постепенные изменения, которые пришлось претерпеть зданию, не повлияли на его базовые очертания.Баччо д’Аньоло построил новую колокольню взамен поврежденной в 1530 году во время осады города испанцами. В этом же году Микеланджело возвел стены, которые стали защищать весь комплекс базилики Сан-Миниато-аль-Монте — на его территории находился бенедиктинский монастырь XV века, до сих пор расположенный рядом с церковью. В XVI веке он был украшен фресками и мозаикой Паоло Уччелло. За стенами располагается небольшое кладбище с красивыми надгробиями и статуями. Там похоронены многие известные тосканские деятели искусства и науки, но в 1854 году оно было закрыто.
В XIX веке архитектор Джузеппе Поджи подумал о современных туристах и пристроил высокую лестницу из белого мрамора. По ней до сих пор можно подняться к церкви, а вечером у ее подножья любоваться базиликой Сан-Миниато-аль-Монте, освещенной необычной подсветкой, которая заставляет мраморную отделку сверкать.
Источник