Нидерландский художник Винсент Виллем Ван Гог является одним из самых знаменитых живописцев, чье имя окутано огромным количеством тайн, легенд, домыслов и является синонимом гениальности, граничащей с безумием. По злой иронии судьбы художник, чьи картины сегодня стоят баснословных денег, при жизни сумел продать всего лишь несколько работ, а его невероятный талант не получил приличествующего ему признания. Сегодня его работы являются предметом гордости лучших музеев мира, а коллекционеры готовы платить любые суммы за каждый холст, который выставляется на аукцион.
Винсент Ван Гог Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами), август 1888г
Среди большого количества созданных гениальным мастером работ, особое место занимает знаменитая картина «Подсолнухи» Ван Гога, над анализом которой работает уже несколько поколений искусствоведов. Несмотря на всемирную известность этого сюжета, многие даже не догадываются о том, что художником была создана целая серия картин с подсолнухами, которая условно делится на два цикла. В первый, парижский цикл, входят картины, на которых изображены лежащие растения. Второй цикл был создан в Арле, он включает холсты, на которых изображены цветы в вазе.
Винсент Ван Гог. Четыре подсолнуха, сентябрь 1887г
«Подсолнухи» стали своего рода визитной карточкой художника и занимают в его творческом наследии такое же важное место, как, например, «Джоконда» в творчестве Леонардо или «Черный квадрат» в творчестве Малевича. Как известно, Винсент часто писал цветы. Существуют его полотна, изображающие ветки цветущих деревьев – яблонь, акаций, миндаля, каштанов.
Винсент Ван Гог. Деревья в приютском саду, 1889г
Нравилось ему рисовать и простые полевые цветы – ромашки, маки, васильки и даже чертополох. Но особую любовь Ван Гог испытывал к подсолнухам, о чем неоднократно писал своему брату. Художник признавался в письмах, что это растение он ассоциирует с собой. Возможно, это было связано с тем, что это желтые цветы, а этот цвет, как известно, был для живописца самым любимым.
Винсент Ван Гог. Два подсолнуха, сентябрь 1887г
На картинах «Подсолнухи» Ван Гога, созданных в жанре натюрморт в Париже, мастер запечатлел в беспорядке лежащие срезанные цветы. Лепестки на них взъерошены и примяты, изображение великолепно передает судорожное увядание огромных соцветий и толстых изогнутых стеблей. Несмотря на то, что судьба этих растений предрешена, картина удивительным образом передает дремлющую в них большую жизненную силу и сопротивление неизбежной участи.
Если описание созданных в Париже картин «Подсолнухи» Ван Гога производит депрессивное впечатление, то цикл работ, которые были созданы через год, в Арле, напротив, наполнен светом и радостью. Это связано с тем, что, пребывая на юге Франции, художник испытывал большой эмоциональный подъем. Эти картины он создавал для того, чтобы украсить стены мастерской и комнат в его любимом «желтом домике», куда он пригласил своего друга, художника Поля Гогена.
Винсент Ван Гог. Жёлтый дом, сентябрь 1888г
Картины в жанре натюрморт, изображавшие подсолнухи в вазе, Ван Гог изначально планировал разместить в их общей мастерской, в которой оба художника должны были вместе работать. Он хотел создать не меньше двенадцати панно с изображением любимых цветов, но на протяжении лета, несмотря на большое рвение, ему удалось написать только четыре картины. Они были размещены в гостевой комнате, которая была приготовлена для Гогена.
К сожалению, из задуманного и созданного в Арле цикла картин Винсента Ван Гога «Подсолнухи» одна из работ была безвозвратно утеряна, сохранилось лишь ее фото.
Эта картина была уничтожена во время Второй Мировой войны в результате боевых действий в Японии. Судьба других полотен сложилась более удачно: одна из картин цикла, на которой изображено три подсолнуха, хранится в одной из частных коллекций в США, а две другие, наиболее известные, оказались в Лондоне и Мюнхене.
Винсент Ван Гог. Подсолнухи (на бирюзовом фоне – первая версия), 1888г
Каждый оригинал картины Ван Гога «Подсолнухи» имеет предельно простой и лаконичный сюжет: на поверхности стоит простая грубая ваза с огромными цветами. Цветы кажутся слишком большими и несоразмерными окружающей обстановке и даже размерам холста, поэтому создается ощущение, что лепестки подсолнухов вот-вот раздвинут края картины и проникнут в наш реальный мир. Полотна созданы в оригинальной технике «импасто», в которой краски наносятся на поверхность очень густо, как с помощью кисти, так и мастихином, и ножом. Благодаря шероховатой и грубой фактуре полотна создается иллюзия того, что цветы не нарисованы на холсте, а находятся по эту сторону картины, движутся, изменяются и колышутся от дуновений ветра.
По материалам artсhive.