История с подсолнухами: любимые цветы Ван Гога и его фатальная дружба с Полем Гогеном - RadioVan.fm

Онлайн

История с подсолнухами: любимые цветы Ван Гога и его фатальная дружба с Полем Гогеном

2019-08-25 21:21 , Минутка истории, 7438

История с подсолнухами: любимые цветы Ван Гога и его фатальная дружба с Полем Гогеном

«Ваза с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гога – одна из самых знаменитых его картин, однако, их яркие лепестки скрывают весьма трагичную историю. Начавшись с «Подсолнухов», «Подсолнухами» она и закончилась...

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Винсент Ван Гог, август 1888г

Чем больше смотришь на «Подсолнухи», тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина. Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?

Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.

Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На подсолнухах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение. Подсолнухи положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена.

Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.

Парижская серия подсолнухов

Весной 1886 года Винсент Ван Гог, 32-летний сын проповедника из Голландии, приехал в Париж в надежде стать художником. Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.

Винсент Ван Гог. Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик. 1887г

В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов. Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.

На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию. Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.

Два срезанных подсолнуха. Винсент Ван Гог, Париж, сентябрь 1887г

В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами. Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин.

Четыре срезанных подсолнуха. Винсент Ван Гог, Париж, сентябрь 1887г

Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил!

Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.

Сияние желтого в Арле

Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, в Прованс, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.

Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком» и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».

Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников. Ван Гог мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты.

Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.

Стога сена в Провансе, Винсент Ван Гог, июнь, 1888г

Готовясь к встрече со своим кумиром, Ван Гог лихорадочно работал, создавая по картине в день – как школьник, ожидающий похвалы от учителя. Он с необычайной остротой чувствовал цвет и особенно любил желтый, а здесь его было в избытке.

Вид на Арль с пшеничного поля. Винсент Ван Гог, июнь, 1888г

Поэтому Ван Гог так радовался переезду. Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул.

Кресло Винсента и его курительная трубка, декабрь 1888г

Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.

Ночное кафе на площади Ламартин в Арле. Винсент Ван Гог, сентябрь, 1888г

Красные виноградники. Винсент Ван Гог, ноябрь, 1888г

Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах.

Три подсолнуха в вазе. Арль, август 1888г

И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом – тогда это считалось немыслимым, но почему-то сработало.

Натюрморт пять подсолнухов в вазе. Август 1888г

Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888г

Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.

Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась.
Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Ван Гог попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно.

Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван Гогом в то время – у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать...

Винсент Ван Гог. «Поль Гоген (Человек в красном берете)», 1888г

Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль. Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. Январь 1889г

Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».

Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.

И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами».

До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.

Картина на заглавном фото: Поль Гоген. «Ван Гог рисует подсолнухи», 1888г

В публикации использованы материалы worlfofart.

Лента

Рекомендуем посмотреть