История одного шедевра: хранящий множество тайн Пантеон Агриппы –триумф римской инженерии и изобретательности (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: хранящий множество тайн Пантеон Агриппы –триумф римской инженерии и изобретательности (часть 2)

2021-10-01 21:36 , История Одного Шедевра, 1453

История одного шедевра: хранящий множество тайн Пантеон Агриппы –триумф римской инженерии и изобретательности (часть 2)

Продолжение

Процесс строительства

В римский период подход к Пантеону был обрамлён и направлен длинными стенами внутреннего двора или переднего двора перед зданием, а также набором лестниц, которые сейчас погружены под площадь. Прямо перед портиком находилась арка, называемая Аркой Благочестия. Это была мемориальная арка, возможно, используемая для шествий. Как только арка будет пройдена, посетитель увидит здание, облицованное белым мрамором, привезённым со всей империи.

Даже сегодня портик Пантеона содержит высокие монолитные коринфские колонны, выполненные из знаменитого египетского гранита. Помимо своего качества, гранит имел символическую ценность. Кроме того, его использование было монополизировано императором, что символизировало огромную власть.

Символизм на этом не заканчивается. Колонны имели основания из мелкозернистого белого пентелического мрамора, привезённого из Греции, в то время как для ступеней использовался жёлтый нумидийский мрамор из Туниса. Империя в миниатюре полностью раскрывается внутри здания. Большая часть внутренней отделки была восстановлена, но сохранились следы нумидийского жёлтого, фригийского пурпурного и лукулланского чёрного мрамора (оба из Малой Азии). Кругляшки сделаны из красного египетского порфира, одного из редчайших камней в мире, который использовался исключительно императором и его семьёй.

Под экзотической роскошью скрывается триумф римской инженерии. Стены выполнены из облицованного кирпичом бетона (opus testaceum) - новшество, широко используемое в крупных зданиях и инфраструктуре Рима, таких как акведуки. Они были облегчены рельефными арками и сводами, закреплёнными клиньями. Бетон позволял вырезать в стенах места, подобные альковам, в которых находились статуи богов и императоров.

Но истинное великолепие Пантеона открывается, когда смотришь вверх. Самый большой купол в римском мире покрывает барабан, а естественный свет льётся на стены и ниши из девятиметрового окуляра в центре купола. Кессонный потолок (утопленные панели) и окуляр служат не только украшением, но и являются практичными функциями, снижающими весовую нагрузку купола. Конкретный бетон, используемый для купола, был исключительно лёгким. Комбинация известняка и вулканического пепла, использованная в растворе, помогла сформировать кристаллы, которые предотвратили распространение микроскопических трещин и, в конечном счёте, разрушение купола. При диаметре сорок три целых и три десятых метра купол Пантеона по-прежнему является самым большим в мире, построенным без железобетона.

Примечательно, что высота окулуса и диаметр купола абсолютно одинаковы – сорок три целых и три десятых метра. Это означает, что гигантская сфера диаметром сорок три целых и три десятых метра могла бы поместиться внутри внутреннего пространства. Помимо практического использования, у oculus была и другая цель. Круглое отверстие могло служить солнечными часами. Солнечный луч, струившийся через окуляр, прослеживал постоянно меняющийся ежедневный путь по стене и полу ротонды. Возможно, тогда солнечный луч отмечал солнечные и лунные события или просто время. Эта идея прекрасно согласуется с описанием Дио купола как купола небес и, как следствие, самой ротонды как микрокосма римского мира, над которым правит император, обеспечивающим правильный порядок в мире.

Продолжение следует…

По материалам kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть