Пантеон Агриппы - один из наиболее хорошо сохранившихся памятников Древнего Рима. Построенный в период расцвета Римской империи, он использовался для укрепления власти и легитимности императора. Даже на сегодняшний день это здание является вечным напоминанием об имперской славе, храня множество тайн.
Немного истории
Марк Випсаний Агриппа был лучшим другом и зятем первого римского императора Августа. Агриппа был человеком многих талантов, одним из которых был страсть к архитектуре и строительству. Пантеон был построен в честь военной победы Августа в битве при Акциуме, решающего момента в становлении Римской империи. Традиционно пантеон Агриппы считался небольшим храмом, выполненным в греческом стиле. После того, как пожар уничтожил большую часть первоначального сооружения около, правитель Домициан приложил все усилия, что восстановить Пантеон. Но по иронии судьбы, здание Домициана сгорело спустя несколько лет после реставрации.
Считалось, что Пантеон получил свою культовую форму во время правления императора Адриана. Однако недавние археологические находки ставят под сомнение эту теорию. Кирпичи, использованные при строительстве, датируются 110-ми годами, временем правления предшественника Адриана Траяна.
Внутренний вид Пантеона
Вместо великого триумфа адрианского замысла Пантеон следует рассматривать как окончательную архитектурную славу Траяна, императора, который привёл Римскую империю к её наибольшей территориальной протяжённости. Однако ни один из императоров не отрицал важности первоначальной постройки Агриппы.
Слева направо: Бюст Агриппы, вторая половина I века н. э. Бюст императора Траяна, ок. 108-117 гг. н.э. Бюст императора Адриана, ок. 125-130 гг. н. э.
Как правило, Пантеон считался храмом всех богов. По версии некоторых учёных, храм на самом деле являлся династическим святилищем, связанным с императором Августом и его семьёй. Согласно Кассию Дио, первоначально здание посвятили Юлию Цезарю, прародителю династии Юлиев-Клавдиев. Цезарь также был первым римским правителем, обожествлённым Сенатом, а Август и другие римские императоры пошли по его стопам.
К этому можно добавить священные ассоциации самого места, поскольку Пантеон был построен на Марсовом поле, месте, которое римляне считали местом апофеоза (вознесения на небеса) Ромула, мифического основателя Рима. Существует также теория о том, что здание, построенное Агриппой, представляет собой союз между богами и римскими правителями, сформировав новый имперский культ.
Преемники Августа вывели эту священную связь на новый уровень. Император Адриан, завершивший реконструкцию Пантеона, даже устроил в этом здании суд. К его времени прямая линия видимости между Пантеоном и Мавзолеем Августа была перекрыта, но здание сохранило свою связь с имперской легитимностью. Сохраняя (или воссоздавая) надпись Агриппы, Адриан тонко ассоциировал себя с первым императором, предполагая, что он был частью естественной преемственности (обожествленных) императоров. Возможно, неудивительно, что мавзолей Адриана (Замок Святого Ангела) находится в непосредственной близости от обоих памятников.
Карта Рима II века с изображением Пантеона (в центре)
Историк Аммиан Марцеллин, писавший в четвёртом веке нашей эры, упоминает статуи римских императоров, занимавшие альковы ротонды. Каким бы ни было его первоначальное предназначение, Пантеон стал в первую очередь ассоциироваться с властью императоров и их божественной силой. Пантеон также был ареной, на которой император мог напомнить населению Рима о масштабах империи и своём личном контроле над ней.
Продолжение следует…
По материалам kulturologia.