Книжная графика Акопа Коджояна - одна из интереснейших страниц армянского искусства. Его работы тридцатых годов положили начало художественным принципам оформления книги, стали творческой школой для последующего поколения армянских художников. Коджоян работал над оформлением и иллюстрированием в разные периоды жизни, но в тридцатые годы талант мастера книги раскрылся в его творчестве наиболее полно и всесторонне. Он постигал книгу разумом и чувством художника. Этим объясняется как очень точный выбор графических средств оформления, так и богатая фантaзия в каждом из найденных им решений. Творчество Коджояна как бы наглядно утверждало мысль о том, что, сколь несхожи между собой подлинно прекрасные книги, столь же неповторима рука художника. И воистину, каждая из значительных книжных работ Коджояна этого времени, будь то оформление «Книги пути» Егише Чаренца, «Стихотворений и легенд» М. Горького, армянского эпоса «Сасна црер», «Стихотворений» Азата Вштуни или иллюстраций к рассказам Акселя Бакунца, отличается яркой индивидуальностью их творца.
Работа над «Книгой пути» была выполнена художником по предложению Чаренца. «Книга пути» была глубоко прочувствована Коджояном как в поэтическом, так и в образно-художественном отношении. В произведении Чаренца картина развития мира раскрывается на фоне сменяющих друг друга эпох. Это философские раздумья о жизни и природе, об искусстве, о человеке и его созидательном труде.
«Я был поражен глубиной мысли автора, его силой, умением заставить читателя следовать за собой и переживать события, о которых он повествует... Как тонкий и строгий ценитель искусства, он входил во все детали работы и обладал необычайной способностью подмечать основную мысль и основной дух пpoизвeдeния»,- пиcaл Коджоян о Чаренце.
«Книга пути» открывается портретом-фронтисписом Чаренца, выполненным с предельной выразительностью тонкой штриховкой параллельных линий.
В 1934 году Коджоян оформил первое армянское издание «Стихотворений и легенд» Максима Горького.
Строго и лаконично строит художник пространственные планы, подчеркивая глубину белизной листа, смело и выразительно использует силуэтные приемы графики.
Иллюстрации Коджояна были представлены в 1934 году в Москве на выставке, открытой в связи с проходящим Первом съездом советских писателей. Горький, ознакомившись с выставкой, отметил работы армянского художника. Ныне иллюстрации Коджояна к «Стихотворениям и легендам» М. Горького находятся в собрании мемориального музея писателя в Москве. Искусство Акопа Коджояна глубоко связано с традициями армянской художественной культуры. Мастер живописн и графики, он вместе с тем был тонким знатоком армянского орнамента, каменных узоров, украшающих хачкары и порталы средневековых монастырей, миниатюры, произведений прикладного искусства. Однако художник не прибегал к непосредственному использованию или стилизации мотивов армянского орнаментального искусства. Он обращался к образным истокам, созданиям народных мастеров, претворяя в своей работе индивидуальные художественные искания.
Так, в его книжных работах - оформлениях титульных листов, заставках к армянскому народному эпосу «Сасна црер» и «Антологии армянской поэзии» ощущается дух традиций и стилевых особенностей хоранов, украшающих армянские рукописи, а заглавные буквы к книге басен «Агвесагирк» («Лисья книга») средневекового армянского писателя Вардана Айгекци образно воссоздают рукописный рисунок мастера.
Акоп Коджоян. «Давид Сасунский» (эскиз), 1958. Национальная галерея Армении
Используя принцип зооморфического инициала, распространенный в украшении средневековых армянских рукописей, Коджоян создает свой изобразительный язык басенного повествования, сохраняя в рисунках, мастерски исполненных тушью, образную выразительность.
Работа Коджояна в области книжной графики тридцатых годов выявляет, прежде всего, его подход и отношение к книге, ее конструкции, характеру ее творческого восприятия. В представлении художника содержание книги, прежде всего, определяет ее построение. Поэтому при оформлении книги Коджоян уделял первостепенное значение ее внутренней архитектонике, законам гармонии, которые проявляются лишь при цельном восприятии книги как единого художественного организма.
Примером подобной работы художника стал «Сборник песен» ашуга и поэта XVIII века Саят-Новы, оформленный Коджояном в сороковых годах.
Оформление «Сборника песен» Саят-Новы отличается высокой графической культурой исполнения. Краски, линии, композиция, найденные Коджояном, созвучны поэтическим образам. Художник тонко выразил мир лирики Саят-Новы. Сборник поэта принадлежит к наиболее крупным и лучшим работам Коджояна сороковых годов в области книжной графики. В этот период художник подготовил к изданию также «Избранное» Аветика Исаакяна, трагедию Наири Зарьяна «Ара Прекрасный».
Работа Коджояна в области книжной графики охватывает три десятилетия. Многообразна тематическая широта иллюстрированных художником книг. Это поэтические сборники, сказки, рассказы армянских писателей, общественно-политические и музыкальные издания.
Труд художника над оформлением книги был для Акопа Коджояна мерилом высокого профессионального мастерства.
«Я много работал над проблемами графики; меня интересовал, прежде всего, вопрос качества, который должен был соответствовать содержанию иллюстрируемой книги. В книжных оформлениях моей задачей было передать содержание книги в ярких правдивых образах. Я считаю наиболее удавшимися оформления книг М. Горького, Е. Чаренц. Саят-Новы, Н. Зарьяна», - писал художник.
Книги, оформленные Акопом Коджояном, - это звенящая песнь Чаренца, поэзия романтики Горького, музыка стиха Саят-Новы. В них живой мир поэта и художника.
В творчестве Коджояна одним из его любимых образов был феникс. Образ феникса, сгорающего и вновь возрождающегося из пепла, оставался для художника символом бессмертия искусства.
В 1956 году художник выполнил иллюстрации к легенде Ованеса Туманяна «Парвана». Идея легенды о вечном, неугасимом огне любви как символе жизни и красоты человека тонко прочувствована и передана Коджояном. Поэта и художника объединяла любовь к народным песням, преданиям, сказкам, они обращались к ним как к живому роднику поэзии.
«В легендах и преданиях, где изображение реальных исторических событий выступало вместе с чудесным, сказочным элементом, Туманян находил самобытный мир народной фантазии. Фольклор был одним из основных источников творчества армянского поэта, откуда он черпал темы многих своих произведений».
Годы детства, проведенные в ювелирной мастерской отца, совершенное знание художественного ремесла определили и в дальнейшем интерес художника к созданию произведений прикладного искусства.
В середине сороковых годов им были выполнены эскизы серебряных изделий, позднее, в пятидесятых - произведений керамики. Эскизы серебряного кувшина, блюда, чаши отличаются разнообразием форм и украшением. Художник создал рисунки узоров растительного и геометрического орнаментов, ввел в изображение мотивы сказочной птицы сирин.
Эскизы фарфоровых и фаянсовых сосудов, созданные Коджояном, передают богатство и своеобразие замыслов художника. Так, на эскизе тарелки «Саят-Нова» Коджоян изобразил сидящую фигуру ашуга на синем фоне с орнаментом, напоминающим узоры золотого шитья. На другом эскизе художник вплетает в декоративное изображение тонко прорисованный облик армянской девушки. Сосуды созданы по традиционным формам изделий народных мастеров.
Творчество Коджояна в этой области оказало воздействие на пути развития армянского прикладного искусства последующего времени.
Акоп Коджоян работал до последних дней жизни. Скончался он весной 1959 года.
Произведения Акопа Коджояна находятся в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге, Музея искусств народов Востока в Москве, Киевского музея русского искусства, Картинной галереи Армении. Искусство мастера получило широкое признание уже в тридцатые годы. В это время его произведения были представлены на международных выставках советской графики в Лондоне, Филадельфии, Данциге.
В 1973 году в Ереване был открыт Дом-музей Коджояна, где экспонируются живописные и графические произведения художника. Здесь представлена одна из последних работ мастера - полотно «Давид Сасунский», созданное в 1958 году. В мастерской художника, на мольберте, осталась его незавершенная картина – «Развалины Ани».
Заглавная иллюстрация: Акоп Коджоян. Давид Сасунский, 1922г
В публикации использованы материалы iatp.am.